Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-31
Заголовок Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя
Автор email evaksenia@gmail.com
Сведения об авторе Калугина Ольга Вениаминовна — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Кафедры кино и современного искусства. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993.
В рубрике Русское искусство XIX века DOI10.18688/aa188-3-31
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 333341
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.027; 7.03 Индекс ББК 85.136.1
Аннотация

Во второй половине XIX в. европейская монументальная пластика переживает большой творческий подъем. В России этот процесс также проявил себя в полной мере. При этом характер образного решения и способов его реализации претерпевает заметные изменения по сравнению с первой половиной столетия. Прежде всего это связано с изменением роли зрителя. Зритель становится гораздо более активным участником процесса постановки творческой задачи, выбора проекта, его корректировки и оценки полученного результата. Расширение социальной базы реципиента монументального образа предъявляет новые требования к мастеру: он закономерно начинает ориентироваться на менее подготовленного зрителя. Результатом такого подхода становятся многие изменения в выборе средств выразительности, в том числе в активном введении дополнительных информационных акцентов. Как результат в целом ряде проектов предмет становится гораздо более активным участником композиции, чем собственно пластический образ, в основном традиционно сориентированный на презентацию пластики человеческого тела. Это положение оказывает прямое воздействие на целый ряд творческих установок, например, принципиально изменяя отношения мастера к материалу, корректируя вопросы пропорционирования и масштабирования в скульптуре. Одним из ярких примеров такого нового метода построения скульптурного образа явился памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Преодоление данной несамостоятельности творческого мышления выпадет на долю представителей московской скульптурной школы следующего поколения — рубежа XIX-XX вв.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Калугина О. В. Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 333–341. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-31
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бенуа А. Н. Художественные письма. Памятник Александру III // Речь. — 1909. — 2 (15) июля.
  • 2. Буслаев А. И. Имперские юбилеи — тысячелетие России (1862 год) и девятисотлетие крещения Руси (1888 год): организация, символика, восприятие обществом: автореф. дис... канд. ист. наук. — М., 2010. — 31 с.
  • 3. Калугина О. В. Русская скульптура Серебряного века: путешествие из Петербурга в Москву. — М.: БуксМарт , 2013. — 336 с.
  • 4. Канашкина О. Н. М. О. Микешин — автор известных проектов монументальных памятников второй половины XIX века // Голубкина, Конёнков и некоторые вопросы развития русской скульптуры Нового времени: Статьи, материалы, сообщения. — М.: Галарт, 2015. — 368 с.
  • 5. Кривдина О. А. Марк Антокольский: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог / Государственный Русский музей. — СПб.: ГРМ, 1994. — 88 с.
  • 6. Кривдина О. А. Архив Петра Карловича Клодта в Русском музее // Страницы истории русского искусства XVI-XX века. — 2О07. — Вып. XIV. — С. 132-133.
  • 7. Майорова О. Е. Бессмертный Рюрик: Празднование тысячелетия России в 1862 г. // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 43. — C. 145-147.
  • 8. Рубинштейн А. М. Памятники писателям // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). — М.: Советская энциклопедия, 1968. Цит. по: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/Ke5/ke5-5621.htm (дата обращения: 17.01.2016).
  • 9. Рязанцев И. В. Скульптура России XIX — начала XX века. Очерки. — М.: Жираф, 2003. — 544 с.
  • 10. Седова И. Н. Предмет в современной отечественной станковой фигуративной пластике: К постановке проблемы // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Современные концепции научных исследований. Ч. 14. — 2015. — № 4 (13). — С. 29-32.
  • 11. Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. — М.: Вагриус Плюс, 2006. — 432.