Заголовок | Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя | ||||||||
Автор | Калугина О. В. | evaksenia@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Калугина Ольга Вениаминовна — доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Кафедры кино и современного искусства. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XIX века | DOI | 10.18688/aa188-3-31 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 333–341 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.027; 7.03 | Индекс ББК | 85.136.1 | ||||
Аннотация |
Во второй половине XIX в. европейская монументальная пластика переживает большой творческий подъем. В России этот процесс также проявил себя в полной мере. При этом характер образного решения и способов его реализации претерпевает заметные изменения по сравнению с первой половиной столетия. Прежде всего это связано с изменением роли зрителя. Зритель становится гораздо более активным участником процесса постановки творческой задачи, выбора проекта, его корректировки и оценки полученного результата. Расширение социальной базы реципиента монументального образа предъявляет новые требования к мастеру: он закономерно начинает ориентироваться на менее подготовленного зрителя. Результатом такого подхода становятся многие изменения в выборе средств выразительности, в том числе в активном введении дополнительных информационных акцентов. Как результат в целом ряде проектов предмет становится гораздо более активным участником композиции, чем собственно пластический образ, в основном традиционно сориентированный на презентацию пластики человеческого тела. Это положение оказывает прямое воздействие на целый ряд творческих установок, например, принципиально изменяя отношения мастера к материалу, корректируя вопросы пропорционирования и масштабирования в скульптуре. Одним из ярких примеров такого нового метода построения скульптурного образа явился памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Преодоление данной несамостоятельности творческого мышления выпадет на долю представителей московской скульптурной школы следующего поколения — рубежа XIX-XX вв. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Калугина О. В. Образ и предмет в русской монументальной пластике второй половины XIX века. К проблеме взаимоотношения скульптора и зрителя // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 333–341. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-3-31 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|