Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-50
Заголовок Пластика и пространство в искусстве художника Бена Николсона. К вопросу о специфике цвето-пластического языка мастера
Автор email pana00@mail.ru
Сведения об авторе Панова Наталья Геннадьевна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031.
В рубрике Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-50
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 516526
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7 .038; 7.038.1; 7.04.017 Индекс ББК 7.036
Аннотация

Статья посвящена произведениям английского художника-абстракциониста XX в. Бена Николсона, выполненным в разные периоды его творческой деятельности. В контексте развития европейского искусства XX — первой трети XXI в. анализируются живописные работы, рельефы и скульптуры мастера. Предпринята попытка показать живописную систему художника с точки зрения цвето-пластических и композиционных особенностей. Проведены параллели с работами других художников, повлиявших на формирование творческого метода Николсона, который во многом пре­допределил развитие западноевропейского беспредметного искусства. В статье обращается внимание на формирование особого творческого подхода Николсона, выражающего его философское мировоззрение. Художник стремился к строгой логичности своих произведений, созданию продуманных и закономерно организованных форм. Бена Николсона смело можно назвать художником-новатором и экспериментатором, т. к. его поиски в области композиции, колорита, формы, техники письма увенчались созданием индивидуального беспредметного авторского стиля. В результате этих поисков художнику удалось создать целостную живописную систему — совокупность различных выразительных средств и приемов, в которой внимание уделено самоценному значению плоскости, линейному ритму, совершенству фактуры, тектоничности построения. Совокупность различных выразительных средств и приемов Бена Николсона, несомненно, обогатила художественный язык нашего времени. Анализ этой системы составляет содержание данной статьи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Панова Н. Г. Пластика и пространство в искусстве художника Бена Николсона. К вопросу о специфике цвето-пластического языка мастера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 516–526. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-50
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Браем Г. Психология цвета / Пер. с нем. М. В. Крапивкиной. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 158 с.
  • 2. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 480 с.
  • 3. Ефимов А. В. Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, ленд-арт, дигитал-арт). — М.: БуксМарт, 2014. — 616 с.
  • 4. Ефимов А. В., Панова Н. Г. Архитектурная колористика: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: БуксМАрт, 2016. — 136 с.
  • 5. Искусство. Всемирная история / Под ред. С. Фарсинга. Пер. с англ. — М.: ООО «Магма», 2014. — 576 с.
  • 6. Люшер М. Психологическое влияние цвета // Промышленное строительство. — 1965. — № 11. — С. 25-27.
  • 7. Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Минск: Высшая школа, 1993. — 463 с.
  • 8. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / Пер. с англ. М. Химанен. — М.: Классика-XXI, 2013. — 176 с.
  • 9. Панова Н. Г. Цвето-пластическое моделирование посредством изучения произведений основных художественных течений 20-21 вв. // Декоративное искусство и предметно-пространственная сре¬да. Вестник МГХПА. — 2015. — № 2. — С. 351-361. URL: http://mghpu.ru/images/stories/Philip/nauka/vestnik_MGHPA/sbornik_2-2015_light.pdf (дата обращения: 02.01.2016).
  • 10. Панова Н. Г. Освоение цвето-пластических принципов мастеров XX века: Учебное пособие. — М.: БуксМарт, 2016. — 240 с.
  • 11. Раппапорт А. Г. 99 писем о живописи. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 344 с.
  • 12. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. — М.: Наука, 1980. — 288 с.
  • 13. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — М.: Азбука-классика, 2002. — 162 с.
  • 14. Рид Г. Краткая история современной живописи. — М.: Искусство-XXI век, 2006. — 320 с.
  • 15. Стригалёв А. А. Пластические искусства и архитектурная форма // Архитектурная композиция: Со¬временные проблемы. — М.: Стройиздат, 1970. — С. 180-183.
  • 16. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 4. — С. 334-366.
  • 17. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / Пер. с нем. А. Белобратова; ред. И. Чечот, А. Лепорк. — СПб.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  • 18. ART of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography: 2 vols. Vol. 1: Painting / Ed. K. Ruhrberg. — Köln; London; Los Angeles; Madrid; Paris; Tokyo, 2005. — 440 p.
  • 19. ART of the 20th Century: Painting, Sculpture, New Media, Photography: 2 vols. Vol. 2: Sculpture, New Media, Photography / Ed. M. Schneckenburger; C. Fricke; K. Honnef. — Köln; London; Los Angeles; Madrid; Paris; Tokyo, 2005. — 399 p.
  • 20. Ben Nicholson: Between Art and Craft // Obscure Objects of Desire: Reviewing the Crafts in the 20th Century / Ed. T. Harrod.— London: Crafts Council, 1997. — 416 p.
  • 21. Ben Nicholson // Ben Nicholson: A Retrospective Exhibition: Catalogue / Ed. H. Read. — London: Tate Gallery, 1955. — 76 p.
  • 22. Button V. Ben Nicholson // St. Ives Artists. — London: Tate Publishing, 2007. — 80 p.
  • 23. Checkland S. J. Ben Nicholson. — London: John Murray, 2000. — 486 p.
  • 24. Gooding M. Abstract Art. Movements in Modern Art. — London: Tate Publishing, 2008. — 96 p.
  • 25. Harrison Ch. Ben Nicholson. — London: The Tate Gallery, 1969. — 72 p.
  • 26. Ingo W., Honnef K. Art of the 20th Century. — Köln: Taschen, 2005. — 840 p.
  • 27. Khoroche P. Ben Nicholson: Drawings and Painted Reliefs. — Farnham: Lund Humphries, 2002. — 159 p.
  • 28. Lewison J. Ben Nicholson: The Years of Experiment 1919-39. — Cambridge: Kettle’s Yard Gallery, 1983. — 80 p.
  • 29. Lewison J. Ben Nicholson. — New York: Phaidon Press, 1991. — 66 p.
  • 30. Lewison J. Ben Nicholson. — London: The Tate Gallery, 1993. — 212 p.
  • 31. Lynton N. Ben Nicholson. — New York: Phaidon Press Limited, 1993. — 252 p.
  • 32. Nicholson J. Art and Life: Ben Nicholson, Winifred Nicholson, Christopher Wood, Alfred Wallis, William Staite Murray, Art and Life 1920-1931. — London: Philip Wilson Publishers, 2013. — 192 p.
  • 33. Read H. Notes on Abstract Art. Ben Nicholson: Paintings, Reliefs, Drawings. — London: Lund Humphries, 1948. — Vol. 1. — 32 p.
  • 34. Read H. Ben Nicholson. Paintings, Reliefs, Drawings. Vol. 1. — London: Lund Humphries, 1948. — 182 p. (reprint 1955).
  • 35. Rothenstein J. Modern English Painters. — London: Sickert-Moore, Eyre & Spottiswoode, 1957. — 508 p.
  • 36. Russel J. Ben Nicholson: Drawings, Painting and Reliefs 1911-1968. — London: Thames & Hudson Ltd, 1969. — 325 p.
  • 37. Seuphor M. Piet Mondrian. Life and Work. — New York: Harry N. Abrams, 1957. — 443 p.
  • 38. Stephens C. A Continuous Line. Ben Nicholson in England. — London: Tate Publishing, 2008. — 126 p.