Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-62
Заголовок Европейский фарфор XVIII века как артефакт и арт-объект, или История компотьера
Автор email vilensky.jan@hermitage.ru
Сведения об авторе Виленский Ян Эрвинович — научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Материальная культура, прикладное искусство и дизайн DOI10.18688/aa188-7-62
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 637644
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 738.1 Индекс ББК 85.126.5
Аннотация

Европейский фарфор, появившийся в XVIII в., — явление исключительное не только в декоративно-прикладном искусстве, но также в историческом и политическом аспектах. Сама история возникновения европейского фарфорового производства, с его тайнами, интригами и связью с алхимией, стала причиной того, что уже современники рассматривали изделия только что созданных мануфактур как особые артефакты, в которых, помимо утилитарного предназначения, скрыт некий смысл.

Королевский фарфор ушёл вместе с веком, давшим ему рождение. Примерно в 1820-е гг., уже получивший название «старый», фарфор «оказывается в зоне заинтересованного внимания», постепенно превращаясь из артефакта в арт-объект. К концу XIX в. подобная трансформация полностью завершается и фарфор окончательно «получает свое особое место в системе искусствоведческих классификаций». Изучение же в том числе и формы посуды в качестве арт-объектов привело к их более высокой художественной переоценке. Как артефакт фарфор рассматривается лишь в художественной литературе.

Система классификаций требует постоянного совершенствования. В истории фарфора нередки случаи, когда объект, недавно покинувший печь, в быту был не тем, для чего создавался. Это объяснялось и быстро меняющейся модой, и кулинарными пристрастиями, и национальными особенностями. Соответственно менялись и названия предметов.

Все подобные метаморфозы, от формообразующих до филологических, возможно подробно проследить на примере компотьеров (фр. — Compotier) — разнообразных лотков, входящих в состав десертных сервизов. При этом особое внимание будет уделено французскому фарфору, т. к. уже с 1750-х гг. в новом и для французского искусства материале Франция стала главной «законодательницей».

Основной составляющей десерта являлись всевозможные засахаренные фрукты, получаемые при приготовлении компота. Они и помещались в компотьеры, которые изготавливались из разных материалов, но наибольшим разнообразием форм отличаются именно фарфоровые изделия. Многочисленные исследования показали, что над созданием, казалось бы, заурядных предметов работали выдающиеся художники и скульпторы. Источники вдохновения были самыми различными: от крестьянской деревянной плошки до раковины Сен-Жак.

Во Франции понятие лотка для засахаренных фруктов было чётко определено ещё в середине XVIII столетия. В России же чётких градаций не было. Компотниками, компотницами, реже заимствованным из Франции словом «компотьер», могли, помимо лотков, именоваться разнообразные предметы.

Таким образом, столь прозаическая вещь, как компот, вынудил исследователей, желающих соблюсти максимальную историческую достоверность и классификационную точность, всерьёз заняться «выработкой критериев определения неоднозначно трактуемого понятия», задействовав для этого широкий спектр исследовательских подходов и методов: от искусствоведческого анализа и изучения расчётных реестров мануфактур до описей сервизных кладовых.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Виленский Я. Э. Европейский фарфор XVIII века как артефакт и арт-объект, или История компотьера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 637–644. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-62
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Багдасарова И. Р «Высочайшие столы» и Сервизные кладовые при русском Императорском дворе XVIII — начала XX века // Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века: [Каталог выставки]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2016. — С. 11-77.
  • 2. Жижина Н. К., Мальцева С. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Артефакт. Арт-объект. Аргумент. Объект в изобразительном искусстве: задача, метод, результат // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: изд-во СПбГУ 2017. — С. 15-20. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-0-1 (дата обращения: 27.12.2017).
  • 3. Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века: [Каталог выставки]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2016. —523 с.
  • 4. Казакевич Н. И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания. — СПб.: «Нестор- история» СПб ИИ РАН, 2003. — 379 с.
  • 5. Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. — СПб.: Славия, 2003. — 279 с.
  • 6. Ляхова Л. В. Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России: [Каталог выставки]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. — 206 с.
  • 7. Ляхова Л. В. Эстетика, политика, престиж. Русский Императорский двор и европейский фарфор в XVIII столетии // Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века: [Каталог выставки]. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2016. — С. 79-91.
  • 8. Bellaigue de G. French Porcelain in the Collection of Her Majesty the Queen. 3 vols. — London: Royal Collection Trust, 2009. — 1312 p.
  • 9. Brunet M., Préaud T. Sèvres. Des origines à nos jours. — Fribourg: Office du livre, 1978. — 391 p.
  • 10. Coquille Saint-Jacques retrouvée sur un squelette dans une sépulture antérieure à 1120 située sous le sous-sol de la cathédrale de Saint-Jacques-de-Compostelle, au cours de fouilles archéologiques menées entre 1945 et 1965. URL: http://www.spainisculture.com/fr/obras_de_excelencia/museo_de_las_peregrinaciones/ insignia_de_peregrino.html (дата обращения: 21.01.2017).
  • 11. Chevalier B. Les services de Dihl et Guérhard de l’Imperatrice Joséphine et du prince Eugène // Sèvres. Revue de la Sosiété des amis du Musée national de céramique. — 1994. — № 3. — 80 p.
  • 12. Gilliers J. Le Cannameliste français, ou Nouvelle instruction pour ceux qui désirent d’apprendre l’office , rédigé en forme de dictionnaire, contenant les noms, les descriptions, les usages, les choix et les principes de tout ce qui se pratique dans l’office. — Nancy: J.-B.-H. Leclerc, 1768. — 238 p.
  • 13. Havard H. Dictionnaire de l’ameublement et de la décoration depuis le XIIIe siècle jusqu’à nos jours. T. 1-4. — Paris: Maison Quantin, 1894. — 5289 p.
  • 14. Massiallot F. Nouvelle Instruction pour les Confitures, les Liqueurs, et les Fruits, avec la manière de bien ordonner un Dessert, etc. Suite du Cuisinier Roïal et Bourgeois. Seconde édition, augmentée. — Paris: Charles de Sercy, 1698. — 458 p.
  • 15. Préaud T., Albis A. d’. La porcelaine de Vincennes. — Paris: Editions Adame Biro, 1991. — 240 p.
  • 16. Savill R. The Wallace Collection. Catalogue of Sèvres Porcelain. Vol. I-III. —London: The Wallace Collection, 1988. — 1272 p.