Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-63
Заголовок От лоскутного одеяла к авангарду
Автор email mariblu@mail.ru
Сведения об авторе Блюмин Марина Алексеевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж. Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Материальная культура, прикладное искусство и дизайн DOI10.18688/aa188-7-63
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 645651
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.05 Индекс ББК 85.125.3
Аннотация

Лоскутное одеяло в культуре XX в. занимает особое место и имеет статус важнейшего артефакта, в котором нашли отражение особенности развития не только народного творчества, но и искусства авангарда. В 1911 г. Соня Делоне создала для своего новорожденного сына одеяло в технике лоскутного шитья. Расположение фрагментов ткани красного, черного и светло-бежевого цветов напомнило Соне и Роберу Делоне кубистскую концепцию живописи, для которой было характерно одновременное совмещение плоскостей контрастирующих цветов. Дальнейшие эксперименты художников с цветом привели к возникновению нового направления искусства авангарда — симультанизма или орфизма. Робер Делоне воплощал его идеи в живописи, в то время как Соня Делоне стала развивать принципы симультанных контрастов в художественном оформлении тканей и моде. Ею было создано знаменитое симультанное платье, а также другие наряды в технике лоскутного шитья. Кроме того, Соней Делоне был разработан особый симультанный стиль текстильной орнаментации. В основе многих рисунков тканей, а также вышитых узоров лежал геометрический модуль разнообразной формы, заимствованный художницей из техники лоскутного шитья. Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что лоскутное одеяло сыграло особую роль в развитии искусства авангарда, став артефактом, обладающим мощным творческим потенциалом.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Блюмин М. А. От лоскутного одеяла к авангарду // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 645–651. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-63
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт, 2000. — 176 с.
  • 2. Туловская Ю. Симультанное ателье С. Делоне и эскизы для ткани Л. Поповой и В. Степановой // Искусствознание. — 2003. — № 1. — С. 508-526.
  • 3. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 246 с.
  • 4. Battersby M. The Decorative Twenties. — New York: Macmillan, 1969. — 216 p.
  • 5. Sonia Delaunay: Etoffes imprimees des annees folles. — Mulhouse, 1966. — 50 p.
  • 6. Sonia Delaunay. — London: Tate Publishing, 2015. — 288 p.
  • 7. Sonia Delaunay. Tecidos Simultaneos. Simultaneous Patterns. Catalogue of the Exhibition. — Museu National de Soares dos Reis, 2001. — 140 p.