Заголовок | Художественные практики Виталия Комара и Александра Меламида: от производства к медиа | ||||||||
Автор | Светляков К. А. | svetlyakov@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Светляков Кирилл Александрович — кандидат искусствоведения, главный специалист по современному искусству, куратор выставочных проектов. Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, д. 10, Москва, Российская Федерация, 117049. | ||||||||
В рубрике | Критические обзоры и рецензии | DOI | 10.18688/aa188-10-75 | ||||||
Год | 2018 | Номер сборника | 8 | Страницы | 758–778 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.038.6 | Индекс ББК | 85.103(2)6 | ||||
Аннотация |
На рубеже 1960-1970-х гг. в неофициальном советском искусстве наблюдается тектонический разлом между эпохой позднего модернизма и нарождающимся постмодерном. Вместо традиционных произведений — картин и скульптур — Виталий Комар и Александр Меламид и другие художники изобретают вневыставочные формы искусства и создают работы, рассчитанные на существование только в виде описаний или фотографий, публикуемых в средствах массовой информации. Рождение перформанса стимулировалось политическими событиями, такими как политические акции «отказников»-евреев, которым было отказано в выезде из СССР, запреты на проведение художественных выставок неофициального искусства или демонстрацию тех или иных произведений. В практике представителей соц-арта политическое высказывание было неотделимо от художественного, так же как продукция неофициального искусства могла мимикрировать под образцы официальной пропаганды. В этой статье генеалогия неофициального искусства впервые рассматривается в широком контексте политических, социальных и художественных процессов советской культуры, которая переживала кризис в процессе перехода в постмодерн и распалась на стадии незавершённого постмодерна. При этом нарушение и разрушение автономии искусства были заложены в программе советского культурного проекта. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Светляков К. А. Художественные практики Виталия Комара и Александра Меламида: от производства к медиа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 758–778. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-10-75 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|