Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-10-75
Заголовок Художественные практики Виталия Комара и Александра Меламида: от производства к медиа
Автор email svetlyakov@mail.ru
Сведения об авторе Светляков Кирилл Александрович — кандидат искусствоведения, главный специалист по современному искусству, куратор выставочных проектов. Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, д. 10, Москва, Российская Федерация, 117049.
В рубрике Критические обзоры и рецензии DOI10.18688/aa188-10-75
Год 2018 Номер сборника 8 Страницы 758778
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.6 Индекс ББК 85.103(2)6
Аннотация

На рубеже 1960-1970-х гг. в неофициальном советском искусстве наблюдается тектонический разлом между эпохой позднего модернизма и нарождающимся постмодерном. Вместо традиционных произведений — картин и скульптур — Виталий Комар и Александр Меламид и другие художники изобретают вневыставочные формы искусства и создают работы, рассчитанные на существование только в виде описаний или фотографий, публикуемых в средствах массовой информации. Рождение перформанса стимулировалось политическими событиями, такими как политические акции «отказников»-евреев, которым было отказано в выезде из СССР, запреты на проведение художественных выставок неофициального искусства или демонстрацию тех или иных произведений. В практике представителей соц-арта политическое высказывание было неотделимо от художественного, так же как продукция неофициального искусства могла мимикрировать под образцы официальной пропаганды. В этой статье генеалогия неофициального искусства впервые рассматривается в широком контексте политических, социальных и художественных процессов советской культуры, которая переживала кризис в процессе перехода в постмодерн и распалась на стадии незавершённого постмодерна. При этом нарушение и разрушение автономии искусства были заложены в программе советского культурного проекта.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Светляков К. А. Художественные практики Виталия Комара и Александра Меламида: от производства к медиа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 758–778. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-10-75
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  • 2. Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Прогресс, 1965. — 545 с.
  • 3. Богданов А. О пролетарской культуре. 1904-1924 гг.: Сб. статей. — М.; Л.: Изд. товарищество «Книга», 1924. — 344 с.
  • 4. Глезер А. Искусство под бульдозером: Синяя книга. — Лондон: OPI, 1977. — 165 с.
  • 5. Глезер А. Современное русское искусство. — Париж: Третья волна, 1993. — 528 с.
  • 6. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. — М.: Ad Marginem, 2013. — 168 с.
  • 7. Зинник З. Соц-арт // Синтаксис. — 1979. — № 3. — С. 95-97.
  • 8. Ивашкин А. В. Беседы с Альфредом Шнитке. — М.: РИК Культура, 1994. — 351 с.
  • 9. Исключить всякие упоминания. Очерки истории советской цензуры. — Минск; М.: Старый свет- принт, 1995. — 330 с.
  • 10. Чубаров И. Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.
  • 11. Hillings V. L. Where Is the Line between Us? Moscow and Western Conceptualism in the 1970s // Moscow Conceptualism in Context / Ed. A. Rosenfeld. — Munnich: Prestel, 2011. — P. 260-283.