Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-9-68
Заголовок Портретная галерея двора Франциска I (по рукописи из РНБ)
Автор email soshnikova_ks@mail.ru
Сведения об авторе Сошникова Ксения Владимировна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. soshnikova_ks@mail.ru Шишкин Владимир Владимирович — кандидат исторических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. v.v.shishkin@spbu.ru
В рубрике Публикация и исследования источников DOI10.18688/aa177-9-68
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 670678
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(44) Индекс ББК 85.15
Аннотация

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ) хранится альбом с карандашными портретами короля Франциска I, членов его семьи и придворных. Большинство портретов, представленных в этом сборнике, являются копиями с рисунков школы Клуэ и содержат надписи, указывающие на титул или родовую фамилию изображаемого персонажа. Подобные портретные галереи создавались на протяжении XVI в., коллекционировались и передавались по наследству, а затем вошли в собрания европейских музеев и библиотек. Сборник портретов из РНБ был вывезениз Франции российским государственным деятелем и библиофилом П. П. Дубровским. Авторы статьи исследуют палеографические и кодикологические особенности рукописи, а также проводят идентификацию личностей изображенных на портретах персонажей. Изучение сборника портретов из коллекции П. П. Дубровского позволило заключить, что перед нами не просто хаотичное собрание портретов,а альбом, содержание которого продумывалось заказчиком. Многие из сохранившихся сборников дошли до наших дней в разрозненном состоянии. Портретная галерея оформлена в переплет эпохи регентства Екатерины Медичи, хотя сами рисунки могли быть выполнены еще при жизни короля Франциска I, на что указывает кодикологический анализ рукописи. Наконец, данный альбом представляет собой не только изобразительный источник, а является частью книжной культуры раннего Нового времени.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Сошникова К. В.; Шишкин В. В. Портретная галерея двора Франциска I (по рукописи из РНБ) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 670–678. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-9-68
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Воронова Т. П. П. П. Дубровский и Сен-Жерменские рукописи // Книги. Архивы. Автографы. — М., 1973. — С. 101–114.
  • 2. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. — М.: АО «Академия моды», 1993.. — 542 c.
  • 3. Новосельская И. Н. Сборники карандашных портретов // Французский рисунок XV–XVI веков в собрании Эрмитажа / Le dessin francais des XV et XVI siècles dans les collections du musee de l’Ermitage. — СПб.: Славия, 2004. — С. 112–147.
  • 4. Пейтер У. Ренессанс: Очерки искусства и поэзии / пер. с англ. С. Займовского под ред. Е. Кононенко. — М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. — 399 c.
  • 5. Симонов Л. Н. Стили в переплетном искусстве // Переплетное мастерство и искусство украшения переплета. — СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. — C. 416–429.
  • 6. Чечулин Н. Сборник французских карандашных портретов XVI в. в Императорской Публичной библиотеке // Русский библиофил. — 1911. — № 6. Октябрь. — С. 5–13.
  • 7. Bertrand G. Catalogue des manuscrits français de la bibliothèque de Saint-Pétersbourg. — Paris: Imprimerie Nationale, 1874. — 227 p.
  • 8. Briquet C.-M. Les Filigranes: Dictionnaire historique des marques du papier, dès leur apparition vers 1282 jusqu’en 1600, avec 39 figures dans le texte et 16112 fac-similés de filigranes. — Vol. 3. — Genève: Alphonse Picard et fils, 1907.— P. 427–620.
  • 9. Chronique, documents, faits divers // Revue des beaux-arts de France. 1860–1861. — Vol. 12. — P. 223–224.
  • 10. Dimier L. Les portraits peints de François Ier: essai d’iconographie méthodique // Revue Archéologique. — 1910. — Série 4. T. 16. Juillet-décembre. — P. 283–303.
  • 11. Dimier L. Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle. — Vol. 1. — Paris; Bruxelles: Van
  • Oest, 1924.— 217 p.
  • 12. Dimier L. Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle. — Vol. 2. — Paris; Bruxelles: Van Oest, 1925. — 409 p.
  • 13. Dimier L. Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle. — Vol. 3. — Paris; Bruxelles: Van Oest, 1926.— 360 p.
  • 14. Hauptstaatsarchiv Stuttgart. Bestand J 340, Wasserzeichensammlung Piccard, Nr. 155972. Piccard Online. URL: http://www.piccard-online.de/detailansicht.phpPHPSESSID=&klassi=019.002.009.009&ordnr=155972&sprache (accessed 5 August 2016).
  • 15. Journal d’un bourgeois de Paris sous le règne de François Ier: 1515–1536. — Paris: Renouard, 1854. — 493 p.
  • 16. Laffitte M.-P., Le Bars F. Reliures royales de la Renaissance: la librairie de Fontainebleau, 1544–1570. — Paris: Bibliothèque Nationale de France, 1999. — 247 p.
  • 17. Manuscrits du Moyen Âge et de la Renaissance: enrichissements du Département des manuscrits, fonds européens: 1983–1992. Bibliothèque nationale de France. — Paris: Bibliothèque nationale de France, 1994. — 164 p.
  • 18. Moreau-Nélaton É. Le portrait à la cour des Valois; crayons français du XVIe siècle conservés au Musée Condé à Chantilly. — Paris: Librairie centrale des Beaux-Arts, 1908. — 248 p.
  • 19. Moreau-Nélaton É. Crayons français du XVIe siècle: Catalogue précédé d’une introduction par Étienne Moreau-Nélaton. — Paris: Librairie Centrale des Beaux-Arts, 1910. — 282 p.
  • 20. Moreau-Nélaton É. Les Clouet et leurs émules. — Vol 1.— Paris: H. Laurens, 1924. — 256 p.
  • 21. Moreau-Nélaton É. Les Clouet et leurs émules. — Vol 2. — Paris: H. Laurens, 1924.— 172 p.
  • 22. Moreau-Nélaton É. Les Clouet et leurs émules. — Vol 3. — Paris: H. Laurens, 1924. — 298 p.
  • 23. Quicherat J. Histoire du costume en France depuis les temps plus reculés jusqu’ à la fin du XVIIIe siècle. — Paris: Hachette et Cie, 1877. — 680 p.
  • 24. Signatura ES-VLC-ONT 368. Bernstein — The Memory of Paper. URL: http://memoryofpaper.oeaw.ac.at/apccv/images/ES-VLC-ONT_368.JPG (accessed 5 August 2016).
  • 25. Thevet A. Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens, recueilliz de leurs tableaux, livres, médalles antiques et modernes. — Vol. 3. — Paris: J. Kerver et G. Chaudière, 1584
  • — 700 p.
  • 26. Zvereva A. Les Clouet de Catherine de Médicis: chefs-d’oeuvre graphiques du Musée Condé. — Paris: Somogy, 2002. — 197 p.
  • 27. Zvereva A. Portraits dessinés de la cour des Valois: Les Clouet de Catherine de Médicis. — Paris: Arthena, 2011. — 458 p.