Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-60
Заголовок Карлики в древнеиндийской религиозной иконографии. Уровни интерпретации
Автор email darya_vorobyeva@mail.ru
Сведения об авторе Воробьева Дарья Николаевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009.
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa177-6-60
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 590598
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 726.13 Индекс ББК 85.103(5)
Аннотация

 Фигура карлика в индийском искусстве прошла путь от отображения древнейших якш, автохтонного хтонического культа, до представления эзотерических существ тантрических учений. Они играют второстепенную, но немаловажную роль в иконографии. Ключ к многообразию значений образа карликов кроется в системе пропорционирования индийского искусства — таламана. Имея схожий вид, фигуры карликов могут иметь совершенно различное истолкование — так могут изображаться разные персонажи. Интерпретация их зависит от местоположения в иконографической программе, атрибутов, позы и окружения. Они и демонические существа, и охранители, их и боятся, ими поклоняются, их задабривают и к ним обращаются с конкретными просьбами касательно различных потребностей, материального благосостояния, урожая, а также ниспослания потомства. Однако не одной лишь иконографией определяется значение образов карликов в храмовом пространстве, семантика их гораздо более сложная, по той причине, что в религиозные образы, как правило, вкладывалось не одно значение и прочитываться они могут на многих уровнях, соответствующих, в том числе, разным исследовательским ракурсам. Статья является результатом многолетнего изучения фигур карликов in situ — преимущественно в пещерных храмах Индии V–Х вв., а также в раннебуддийских памятниках и южноиндийской архитектуре VI–XII вв., индийских коллекциях разных музеев мира, хранящих скульптуру несохранившихся архитектурных сооружений — со II в. до н. э.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Воробьева Д. Н. Карлики в древнеиндийской религиозной иконографии. Уровни интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 590–598. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-6-60
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Анандавардхана. Дхваньялока («Свет Дхвани») / Пер. с санскр., введ. и коммент. Ю. М. Алихановой. — М.: ГРВЛ «Наука», 1974. — 304 с. — (Памятники письменности Востока. Вып. XXXIX).
  • 2. Воробьева Д. Н. Интерпретация образа карлика в сакральном искусстве Индии V—X вв. // Искусствознание— 2014. — № 1–2. — С. 212–243.
  • 3. Воробьева Д. Н. Образы полубожественных музыкантов в скульптуре Аджанты, Эллоры, Аурангабада: дис. канд. иск-я. — М.: Государственный институт искусствознания, 2013. — 241 c.
  • 4. Coomaraswamy A. K. Yakşas. — New Delhi: Mushiram Manoharlal, 1928. — 128 p.
  • 5. Coomaraswamy A. K. The Transformation of Nature in Art. — New York: Dover Publications, 1956. — 245 p.
  • 6. Dhaky M. A. Bhūtas and Bhūtanayākas: Elementals and their Captains // Discourses of Siva: Proceedings of a Symposium on the Nature of Religious Imagery / Ed. Meister M. W. — Bombay: Vakils, Feffer and Simons Ltd., 1964. — P. 240–256.
  • 7. Ganapati Sthapati V. Indian Sculpture & Iconography: Forms & Measurements. — Pondicherry: Mapin Publishing Pvt. Ltd., 2002. — 500 р.
  • 8. Gopinatha Rao T. A. Elements of Hindu Iconography. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd., 1997. — 730 p.
  • 9. Kuiper F. B. J. Varuna and Vidusaka. — New York, 1979. — 252 p.
  • 10. Linrothe R. Ruthless Compassion: Wrathful Deities in Early Indo-Tibetan Esoteric Buddhist Art. — Chigaco, Art Media Resources 1999. — 354 p.
  • 11. Sastri T. V. G. Dwarf in the Indian Sculpture // Arts Asiatiques. — 1959. — Vol. 6. — No. 1. — Р. 33–58.