Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-38
Заголовок Галицкие рельефные плитки: европейский контекст
Автор email vmatveev88@inbox.ru
Сведения об авторе Матвеев Василий Николаевич — младший научный сотрудник, хранитель.Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Древнерусское искусство DOI10.18688/aa177-4-38
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 384397
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.023;7.033.2 Индекс ББК 85.125.1
Аннотация

 В убранстве храмов Древней Руси активно применялись керамические плитки разнообразных типов и размеров. Все они были покрыты поливой желтого, зеленого или коричневого цветов, на которой, в некоторых случаях, был помещен еще и орнамент. И лишь в Галицкой земле только в нескольких памятниках были обнаружены плитки с рельефными изображениями (сюжетными и орнаментальными). Полное отсутствие рельефных изображений на плитках в других землях Древней Руси было причиной того, что исследователи искали аналогии им на сопредельных территориях и выводили их происхождение из византийского или романского искусства. Для того, чтобы понять, откуда все же в Галиче появились такие необычные изделия, необходимо вписать их в контекст строительной керамики Европы того времени.

Керамические плитки были широко распространены в средневековой архитектуре Европы и Ближнего Востока, но в разных регионах они имели свои особенности. В Константинополе в основном использовались плитки из белой глины, покрытые яркими расписными поливными орнаментами с преобладанием желтого, зеленого и коричневого цветов. В сельджукском султанате, в Конии, с конца XII в.изготовляли плитки также из белой глины, покрытые бело-голубым поливным орнаментом, часто они имели крестообразную или звездообразную форму. Во Франции и Германии плитки начинают активно применяться с конца XII в., в Англии — с середины XIII в. Здесь они делаются из красной глины,сперва покрыты монохромной поливой, а с середины XIII в. используется прием заливки белой глины в красноглиняную основу, для достижения двуцветового эффекта. И только в Польше и Чехии получили широкое распространение плитки с рельефами, на которых были помещены растительные мотивы и сюжетные изображения. Таким образом, получается, что единственным местом, где широко применялись именно рельефные плитки, были страны Центральной Европы, где они использовались с конца XII в. Поэтому выглядит совершенно естественным появление таких плиток именно в Галицкой земле,находящейся на западных рубежах Руси в постоянном культурном взаимодействии с этими странами. Несмотря на то, что прием помещения изображения в круг, который активно применялся для декора галицких плиток, широко встречается по всей Европе, как и изображенные на плитках грифоны, павлиныи прочие существа, именно рельефные плитки характерны для определённой географической и культурой зоны стран Центральной Европы. Учитывая особенности политической истории Галицкой Руси в середине XIII в. и особенно активные контакты Даниила Галицкого с западными соседями, а также наличие очень похожих по технике изготовления и форме плиток в Малопольше, представляется, что источником заимствования таких плиток была, вероятнее всего, эта область.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Матвеев В. Н. Галицкие рельефные плитки: европейский контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 384–397. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-4-38
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в: Каталог памятников. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 204 с.
  • 2. Воронин Н. Н. Древнее Гродно. Материалы и исследования по археологии древнерусских городов. — Том III. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 206 с.
  • 3. Гончаров В. К. Археологічні дослідження древнього Галича в 1951 р. // Археологічні пам’ятки УРСР. — 1955. — Т. V. — С. 22–31.
  • 4. Иоаннисян О. М. Новые исследования одного из памятников галицкого зодчества XII века // СА. — 1983. — Т. 1. — С. 231–244.
  • 5. Иоаннисян О. М. К истории польско-русских архитектурных связей в конце XI–начале XIII в. // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII в. — 2002. — СПб.: Дмитрий Буланин. — С. 206–230.
  • 6. Лукомський Ю. В. Невідомі церкви на подолi княжого Галича // Записки наукового товариства імені Шевченка. Праці Археологічної комісії. — 1998. — Т. CCXXXV. — С. 559–593.
  • 7. Ляска В., Мінейко О., Вітвіцька Г. Галицькі керамічні плитки з колекції археологічного музею львівського університету: (матеріали до каталогу) // Археологічні дослідження Львівського університету. — 2009. — Вип. 12. — С. 169–181.
  • 8. Каргер М. К. Основные итоги раскопок древнего Галича в 1955 году // КСИА. — 1960. — Вып. 81. — С. 61–71.
  • 9. Кошовий О. П. Галицькі керамічні плитки XII–XIII ст. (Генеза. Іконографія. Семантика): дис… канд. ист. наук. — Львів, 1997. — 164 с.
  • 10. Малевская М. В., Раппопорт П. А. Декоративные керамические плитки древнего Галича // Slovenska archeologia. — 1978. — Vol. XXVI–1. — С. 87–97.
  • 11. Матвеев В. Н. Древнерусские керамические плитки с Крылосской горы (Галич) в Государственном Эрмитаже // РА. — 2016. — № 4. — С. 124–137.
  • 12. Пастернак Я. Старий Галич. Археологічно-історичні досліді у 1850–1943. — Івано-Франківськ: Плай, 1998. — 347 с.
  • 13. Тимощук Б. А. Декоративные плитки XII–XIII вв. из Василёва // КСИА. — 1969. — Вып. 120. — С. 112–113.
  • 14. Ткачук Т. М., Тимус Л. К. Галицькі керамічні плитки із рельєфними зображеннями та гончарні клейма. Каталог. — Галич: Нац. заповідник «Давний Галич», 1997. — 60 с.
  • 15. Чукова Т. А. Алтарь древнерусского храма конца X — первой трети XIII в. Основные архитектурные элементы по археологическим данным. — СПб., Петербургское востоковедение, 2004. — 224 с.
  • 16. Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования за 1982 г. — 1984. — С. 139–151.
  • 17. Auch M., Skrzyńska-Jankowska K. Szkliwione płytki posadzkowe z Góry Zamkowej w Drohiczynie // Hereditatem cognoscere. Studia i szkice dedykowane Profesor Marii Miśkiewicz / Red. Z. Kobyliński. — Warszawa, 2004. — S. 229–246.
  • 18. Betts I., Cromwell T. Windsor Сastle Governor’s House (Norman Gate, South Tower, First Floor). Survey Record and Interpretation of a Medieval Tiled Floor. Archaeological Report // Research Department Report Series. — 2011. — No. 26. — P. 1–23.
  • 19. Boháčová I. Replika dlažby vyšehradského typu v bazilice sv. Vavřince na Vyšehradě // Staletá Praha. — 2013. — Vol. XXIX. Čislo 1. — S. 114–125.
  • 20. Carboni S., Masuya T. Persian Tiles. —New York: Metropolitan Museum of Art, 1993. — 47 p.
  • 21. Drur P. A Medieval Fired Clay Spit-Support from Coggeshall, Essex // Antiquaries Journal. — 1985. — No. 65. — P. 459–461.
  • 22. Drury P., Norton E. Twelfth-Century Floor- and Roof-tiles at Oxford Castle // Proceedings of the Suffolk Institute of Archaeology and History. — 1985. — Vol. XXXVI. — Part 1. — P. 1–7.
  • 23. Gerstel S. A Late Medieval Settlement at Panakton // Hesperia. — 2003. — No. 72. — P. 147–234.
  • 24. Gerstel S. The Nicomedia Workshop: New Evidence on Byzantine Tiles // The Journal of the Walters Art Museum. — 2010. — No. 66/67. — P. 5–53.
  • 25. Gerstel S. Facing Architecture: Views on Ceramic Revetments and Paving Tiles in Byzantium, Anatolia, and the Medieval West // From Minor to Major. The Minor Arts in Medieval Art History / Ed. C. Hourihane. — Philadelphia: Penn State University press, 2012. — P. 43–65.
  • 26. Gerstel S. “Tiles of Nicomedia” and the Cult of Saint Pantaleimon // Byzantine Religious Culture. Studies in honor of Alice-Mary Talbot-Rice / Eds. D. Sullivan, E. Fisher, S. Papaioannou. — Leiden, Boston: Brill, 2012. — P. 173–186.
  • 27. Gerstel S., Lauffenburger J. Lost Art Rediscovered. The Architectural Ceramics of Byzantium. — Baltimore: University Park, 2001. — 318 p.
  • 28. Grossman H. Building Identity: Architecture as Evidence of Cultural Interaction between Latins and Byzantines in Medieval Greece: Ph. D. dissertation. — Philadelphia, University of Pennsylvania, 2004. — 330 p.
  • 29. Hejdová D., Nechvátal B. Raněstředověké dlaždice v Čechách // Památki archeologické. — 1970. — Ročnik LXI. — Čislo 1, 2. — S. 395–458.
  • 30. Iskenderzade L. Anadolu Selçuklu Saray Çinilerinde İnsan Figürü: Doktora tezi. — Konia, 2010. — 621 s.
  • 31. Jenkins-Madina M. Raqqa Revisited: Ceramics of Ayyubid Syria. — New York: Metropolitan Museum of Art, 2006. — 247 p.
  • 32. Landgraf E. Ornamentierte Bodenfliesen des Mittelalters in Süd- und Westdeutschland 1150–1550. — Stuttgart: K. Theiss Verlag, 1993. — 309 s.
  • 33. Lenkiewicz T. Kościół Marii Magdaleny w Krakowie w świetle ostatnich odkryć archeologicznych // Biuletyn Krakowski. — 1959. — T. 1. — S. 78–98.
  • 34. Mellor M., Ling D. Establishing Best Practice in Asbestos Removal: The Management of Unique Medieval Floor Tile Assemblages // The British Museum Technical Research Bulletin. — 2009. — Vol. 3. — P. 101–109.
  • 35. Mikolajczyk G., Zurowski K. Wyniki badań archeologicznych w katedrze gnieźnieńskiej w 1958 roku // Sprawozdania archeologiczne. — 1962. — T. XIV. — S. 193–201.
  • 36. De Morant H. Les carreaux de pavage du Moyen-Age // Archeologia. — 1971. — No. 38. — P. 66–73.
  • 37. Norton C. Medieval Tin-Glazed Painted Tiles in North-West Europe // Medieval Archeology. — 1984. — Vol. 28. — P. 133–172.
  • 38. Oney G. Kubadabad Ceramics // The Art of Iran and Anatolia from the 11 to the 13th Century AD / Ed. W. Watson. — London: University of London, School of Oriental and African Studies, 1975. — P. 68–84.
  • 39. Oney G. Reflection of Ghaznavid palace decoration on Anatolian Seljuk palace decoration // Arkeoloji-Sanat Tarihi Dergisi. — 1984. — Cilt. 3. Sayı. 3. — P. 133–141.
  • 40. Ousterhout R., Bakirtzis C. The Byzantine Monuments of the Evros/Meric River Valley. — Thessaloniki: European Center for Byzantine and post-Byzantine monuments, 2007. — 184 p.
  • 41. Piątkiewicz-Dereniowa M. Płytki posadzkowe z opactwa Benedyktynów w Tyńcu // Folia historiae artium. — 1971. — T. 6/7. — S. 239–265.
  • 42. Szewczyk-Wojtasiewicz M. Ceramiczne płytki posadzkowie z katedry romańskiej na Wawelu // Slavia Antiqua. — 1999. — T. 40. — S. 151–167.
  • 43. Williams C. II, Barnes E., Snyder L. Frankish Corinth: 1996 // Hesperia. — 1997. — No. 66.1. — P. 7–47.
  • 44. Yardımci I. The Glazed Tile Techniques of the Seljuk and Beylik Periods // Journal of Literature and Art Studies. — 2013. — Vol. 3. — No. 1, January. — P. 42–51.