Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-29
Заголовок |
Фрески церкви Христа Спасителя в Верии (1314/1315 год) и вопросы творчества Георгия Каллиергиса |
Автор |
Яковлева М. И. |
email |
iakovmi@mail.ru |
Сведения об авторе |
Яковлева Мария Игоревна — заместитель заведующего отделом научных исследований и каталогизации. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Андроньевская пл., д. 10, Москва, Российская Федерация, 105120. |
В рубрике |
Восточнохристианское искусство |
DOI | 10.18688/aa177-2-29 |
Год |
2017 |
Номер сборника |
7 |
Страницы |
287–300 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.033.2(497); 7.033.2…7 |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Небольшая однонефная церковь Христа Спасителя в Верии, бывшая некогда кафоликоном монастыря Воскресения Христова, сохранила полный и точно датированный ансамбль росписей раннепалеологовской эпохи. В ктиторской надписи над западным входом в храм сообщается, что он был расписан живописцем Каллиергисом, «лучшим во всей Фессалии», и освящен патриархом во время правления императора Андроника II Палеолога в 1314/1315 г. А. Ксингопулос в 1955 г. на основании этой надписи, стилистических и иконографических особенностей фресок предположил, что исполнивший их мастер был связан с Фессалоникой, в сферу культурного влияния которой входила Верия. Эта гипотеза впоследствии нашла подтверждение в одномиз документов афонского монастыря Хиландар, датированном 1322 г. Обширная проблематика, связанная с фресковым ансамблем церкви Христа Спасителя, приобретает особое значение в силу того, что точно известны дата его создания и автор, в связи с чем изучениеэтого памятника может внести новые коррективы в наши представления о развитии византийской живописи раннепалеологовского периода.В статье рассматриваются три основных круга проблем, связанных с росписями церкви Христа Спасителя.Во-первых, программа росписи имеет ряд специфических иконографических черт, обусловленных,на наш взгляд, художественным видением Каллиергиса. Так, вероятно, предпочтение, которое живописец отдает емким иконографическим изводам, объясняется его желанием максимально обогатить смысл сюжетного изображения, не перегружая его излишними подробностями и сохраняя возможность ясного прочтения всей композиции. Во-вторых, творческая манера Каллиергиса обладает ярко выраженными индивидуальными особенностями, выделяющими его из среды современных живописцев. Он выступает мастером компактной, сдержанной и уравновешенной композиции, избегая повествовательности даже в изображениях наиболее драматичных сюжетов. Эта манера находится в противоречии с большинством памятников Македонии и Сербии конца XIII — начала XIV в., которым, по меткому выражению Г. Милле, «присуще чувство драмы» и которые демонстрируют повествовательное многословие и динамизм в сюжетных композициях. Каллиергис — истинный художник-монументалист, последовательно реализующий принцип ясного и органичного членения архитектурного пространства, а его росписи, наряду с фресками наоса церкви Cвв. Апостолов в Фессалонике (ок. 1314 г.), принадлежат к наиболее аристократическому направлению в византийском искусстве первой четверти XIV в. В-третьих, по-прежнему нерешенной остается проблема выделения круга памятников, которые могут быть с большей или меньшей вероятностью отождествлены с именем Каллиергиса. В статье обобщаются взгляды исследователей на этот запутанный вопрос, порой основанные на зыбких стилистических (или исключительно иконографических) критериях и требующие дальнейшей проверки. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Яковлева М. И. Фрески церкви Христа Спасителя в Верии (1314/1315 год) и вопросы творчества Георгия Каллиергиса // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 287–300. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-29
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Т. 1. — 331 c.
- 2. Поповић П., Петковић В. Старо Нагоричино, Псача, Каленић / Стари српски уметнички споменици, књ. 1. — Београд: Државна Штампарија Краљевине Југославије,1933. — 103 с.
- 3. Радоjчић С. Старо српско сликарство. — Београд: Акад. књига, 1966. — 419 с.
- 4. Яковлева М. И. Мозаики церкви свв. Апостолов в Фессалонике: проблемы иконографии, стиля и происхождения мастеров // Вестник РГГУ. — 2016. — № 1 (3). — С. 127–139.
- 5. Belting H. The Style of the Mosaics // Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. — Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1978. — P. 77–111.
- 6. Chatzidakis M. Classicisme et tendances populaires au XIVe siècle // Actes du XIVe Congrès international des études byzantines: Bucarest, 6–12 septembre 1971. — 1974. — Vol. I. — P. 153–188.
- 7. Demus O. The Style of the Kariye Djami and its Place in the Development of Palaeologan Art // The Kariye Djami. Vol. 4. Studies in the Art of the Kariye Djami and its Intellectual Background. — Princeton: P. Underwood ed., 1975. — P. 109–160.
- 8. Djurić V. Fresques médiévales à Chilandar // Actes du XIIе Congrès international d’études byzantines, Ohrid. — 1964. — Vol. III. — P. 61–98.
- 9. Grumel V. La date d’avènement du patriarche de Constantinople Niphon Ier // Revue des Études Byzantines. — 1955. — Tome XIII. — P. 138–139.
- 10. Marković M. The Original Paintings of the Monastery’s Main Church // Hilandar Monastery. — Belgrade: The Serbian Academy of Sciences and Arts Gallery, 1998. — P. 221–242.
- 11. Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting of Greece at the Beginning of the Fourteenth Century // Византиjска уметност почетком XIV века. Научни скуп у Грачаници, 1973. — Београд: Филозофски факултет — Одељење за историју уметности, 1978. — P. 55–83.
- 12. Panayiotidi M. Les églises de Véria en Macédoine // Corsi di Cultura sull’arte Ravennate e Bizantina. — 1975. — Vol. 22. — P. 303–315.
- 13. Panayotidi M. Les tendances de la peinture de Thessalonique en comparaison avec celles de Constantinople comme expression de la situation politico-èconomique de ces villes pendant le XIV siècle // Byzantium and Serbia in the 14th century. National Hellenic Research Foundation. Institute of Byzantine Research. International Symposiums 3. — 1996. — P. 351–362.
- 14. Popović L. D. Prophets Carrying Texts by Other Authors in Byzantine Painting: Mistakes or Intentional Substitutions // Зборник радова Византолошког института. — 2007. — Vol. XLIV. — P. 237–242.
- 15. Rajković M. The King’s Church in Studenica. — Beograd: Jugoslavija, 1964. — Pl. 57.
- 16. Tsigaridas E. L’activité artistique du peintre thessalonicien Georges Kalliergis // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρίας. — 2010. — Περ. 4, Τομ. 31. — P. 53–70. (Древнерусское искусство.
- Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова: сборник статей. — Москва: Северный паломник, 2008. — С. 417–434).
- 17. Tsigaridas E., Loverdou-Tsigarida K. Holy Great Monastery of Vatopaidi. Byzantine Icons and Revetments. — Mount Athos: Monastery of Vatopaidi, 2007. — P. 107–114.
- 18. Tsitouridou A. La peinture monumentale à Salonique pendant la première moitié du XIVe siècle // L’art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIVe siècle. Recueil des rapports du IVe colloque serbo-grec. Belgrade 1985. — Belgrade: Académie serbe des sciences et des arts, Institut des études balkaniques, 1987. — P. 9–19.
- 19. Tsitouridou-Turbié A. Remarques sur le programme iconographique de l’église du Christ Sauveur à Veroia / Byzantinische Malerei. Bildprogramme-Ikonographie-Stil. Simposion in Marburg vom 25 bis 29 Juli 1997. — Wiebaden: Verlag G. Koch, 2000. — P. 337–343.
- 20. Velmans T. Les fresques de Saint-Nicolas Orphanos à Salonique et les rapports entre la peinture d’icônes etla décoration monumentale au XIVe siècle // Cahiers Archéologiques. — 1966. — Vol. XVI. — P. 145–176.
- 21. Xyngopoulos A. Thessalonique et la peinture macédonienne. — Athènes: M. Myrtidis, 1955. — 78 p.
- 22. Xyngopoulos A. Les fresques de l’église de Saint-Nicolas Orphanos à Thessalonique // Corsi di Cultura sull’Arte Ravennate e Bizantina. — 1964. — Vol. 11. — Fig. 3.
- 23. Βελένης Γ. Καλλιέργης “Αριστος ζωγράφος” // 29ο Συμπόσιο βυζαντινής και μεταβυζαντινής αρχαιολογίας και τέχνης. Πρόγραμμα και περιλήψεις εισηγήσεων και ανακοινώσεων, 15–17 Μαϊου 2009. — Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 2009. — Σ. 22–23.
- 24. Γούναρης Γ. Χριστός Βεροίας. — Θεσσαλονίκη: Ίδρυμα Μελετών Χερσονήσου του Αίμου, 1991. —59 σ., 48 πίν., 4 σχ.
- 25. Θεοχαρίδης Γ. O βυζαντινός ζωγράφος Καλλίέργης // Μακεδόνικα. — 1960. — Τ. 4. — Σ. 541–543.
- 26. Μανουήλ Πανσέληνος εκ του Ιερού Ναού του Πρωτάτου. — Θεσσαλονίκη: Αγιορειτική Εστία, 2008. — 311 σ.
- 27. Παπαζώτος Θ. Ο Ιγνάτιος Καλόθετος ιδρυτής του ναού του Αγίου Βλασίου στη Μεγίστη Λαύρα // Μακεδονικά. — 1979. — Τομ. 19. — Σ. 426–429.
- 28. Παπαζώτος Θ. Εικόνα Παναγίας Οδηγήτριας από το ναό «του Χριστού» Βέροιας // Μακεδόνικα. — 1980. — Τομος 20. — Σ. 167–174.
- 29. Παπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος–18ος αι.). — Αθήνα: Υπουργείο Πολιτισμού. Ταμείο Αρχαιολογικών Πόρων και Απαλλοτριώσεων, 1994. — 347 σ., 117 πίν.
- 30. Παπαζώτος Θ. Βυζαντινές εικόνες της Βέροιας. — Αθήνα: Ακρίτας, 1995. — 237 σ.
- 31. Πελεκανίδης Στ. Καλλιέργης, όλης Θετταλίας άριστος ζωγράφος. — Αθήνα: Η Εν Αθήναις Αρχαιολογική εταιρεία, 1973. — 175 σ., 22 έγχρ. πίν., 83 πίν.
- 32. Πέτκος Α. Σ. Τα μνημεία της Βέροιας (4ος–19ος αιώνας). — Αθήνα: Υπουργείο Πολιτισμού. Ταμείο Αρχαιολογικών Πόρων και Απαλλοτριώσεων, 2001. — 23 σ.
- 33. Σέμογλου Α., Παπαδόπουλος Α. Συμπληρώσεις στην ανάγνωση του εικονογραφικού προγράμματος του ναού του Χριστού Βεροίας // Φιλοτιμία. Τιμητικός τόμος για την ομότιμη καθηγήτρια Αλκμήνη Σταυρίδου- Ζαφράκα. — Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Βάνιας, 2011. — Σ. 573–585.
- 34. Τσιγαρίδας Ε. Τοιχογραφίες της περιόδου των Παλαιολόγων σε ναούς της Μακεδονίας. — Θεσσαλονίκη: Πουρναράς Π. Σ., 1999. — 378 σ.
- 35. Τσιγαρίδας Ε. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγ. Βλασίου Βέροιας και του ναού των Ταξιαρχών Θεσσαλονίκης. Η σχέση τους με τον ζωγράφο Γεώργιο Καλλιέργη // 22ο Συμπόσιο βυζαντινής και μεταβυζαντινής αρχαιολογίας και τέχνης. — Αθήνα: Χριστιανική Αρχαιολογική Εταιρεία, 2002. — Σ. 109–111.
|