Аннотация |
В декоративном убранстве армянских церквей X–XIV вв. и изделиях прикладного искусства известен целый ряд звериных изображений, украшенных растительными элементами, часто в виде полупальметт. Данный иконографический прием сформировался в позднесасанидской культуре, имея наибольшее распространение на серебряных и бронзовых изделиях VI–VIII вв. Он был основанна глубоко пантеистическом характере зороастрийской религии и почитании ряда животных — Сенмурва, грифона и др. как божеств плодородия и воплощений царской славы (Фарна). Растительное оформление животных в сасанидском искусстве одним из первых отметил И. Орбели, охарактеризовав эти образы как «расцветших» животных. Позднее ученый указал на целый ряд сасанидских параллелей в фасадных рельефах церкви Св. Креста на острове Ахтамар (915–921 гг.), в числе которых и украшающие животных растительные детали. На данную изобразительную особенность в иранском искусстве обратили внимание ряд специалистов, однако исследователями не был проведен специальный иконографический анализ «процветших» животных в связи с их символикой. В исследованиях по армянскому средневековому искусству подобная иконография звериных образов такжене была рассмотрена. В статье сделана попытка выявления определенных закономерностей развитияэтой художественной темы в искусстве Армении в сравнении с сасанидскими и исламскими образами. Анализ показывает, что растительными элементами чаще всего украшались фантастические животные, которые были символами Рая, покровителями правящих родов и апотропеями. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Авеста в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред., примеч. и справочный раздел И. В. Рака. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 1998. — 480 с.
- 2. Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии: Фигурные рельефы V–ХI веков. — М.: Искусство, 1977. — 276 с.
- 3. Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XIII в. — М.: Искусство, 1975. — 350 с.
- 4. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв.: Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. — М.: Кн. дом «Либроком», 2010. — 184 с.
- 5. Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII вв.: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2006. — 272 с.
- 6. История русского искусства: в 22 т. — Т. 2/2: Искусство второй половины XII в. / Отв. ред. Л. И. Лившиц. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 2015. — 575 с.
- 7. Казарян А. Ю., Казарян Г. В. Егвард // Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. — Т. 17. — М.: Церковно-науч. центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2008. — С. 700–702.
- 8. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. — М.: Советский художник, 1978. — 158 с.
- 9. Маршак Б. И. Согдийское серебро: Очерки по восточной торевтике. — M.: Наука, 1971. — 192 с., табл.
- 10. Микаелян Л. Мотив лент и ожерелий в средневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана // Путем орнамента: Исследования по искусству Византийского мира: сб. статей. — М.: МАКС Пресс, 2013. — С. 64–72.
- 11. Муратова К. Средневековый бестиарий. — М.: Искусствo, 1984. — 243 с.
- 12. Орбели И. А. Временная выставка сасанидских древностей. — Пб.: Гос. Эрмитаж, 1922. — 15 с.
- 13. Орбели И. А. Памятники армянского зодчества на острове Ахтамар // Орбели И. А. Избр. труды. — Т. I. — M. : Наука, 1968. — 588 с.
- 14. Топоров В. Н. Козел // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — M.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 663–664.
- 15. Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. — Л.: ГЭ, 1937. — 74 с.
- 16. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — 392 с.
- 17. Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро: Собрание Государственного Эрмитажа: Художественная культура Ирана III–VIII веков. — М.: Искусство, 1987. — 157 с., ил.
- 18. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. — М.: Стройиздат, 1977. — 75 с.
- 19. Хуршудян Э. Ш. Армения и Сасанидский Иран: (Историко-культурологическое исследование). — Алматы: Print-S, 2003. — 474 с.
- 20. Armenian Ornamental Art / Ed. A. Kyurkchyan, H. Khatcherian. — Yerevan: Craftology, 2010. — 190 p.
- 21. Byzantium and Islam. Age of Transition: 7th–9th Century / Eds. H. C. Evans, B. Ratliff. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 2012. — 332 p.
- 22. Catalogue of Selection of Ten Thousand years of Art and Civilization of Iran / Ed. M. R. Kargar. — Tehran: National Muzeum of Iran, 2008. — 121 p.
- 23. Compareti M. The So-Called Senmurv in Iranian Art: A Reconstraction of an Old Theory // Loquentes linguis. Studi linguistici e orientali in onore di Fabrizio A. Pennacchietti / Eds. P. G. Borbone, A. Mengozzi, M. Tosco. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2006. — P. 185–200.
- 24. Court and Cosmos: The Great Age of the Seljuqs / Ed. Sh. R. Canby, D. Beyazit, M. Rugiadi, A. C. S. Peacock. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 2016. — 365 p.
- 25. Durukan A. The Cultural Milieu of the Anatolian Seljuk Period I // Anadolu ve Çevresinde ORTAÇAĞ 1. — Ankara: AKVAD, 2007. — Р. 157–190.
- 26. Elsner J. Visualising Women in Late Antique Rome: The Projecta Casket // Through a Glass Brightly: Studies in Byzantine and Medieval Art and Archaeology Presented to David Buckton / Ed. C. Entwistle. — Oxford: Oxbow Books, 2003. — Р. 22–36.
- 27. Gheghard: Documents of Armenian Architecture 6 / Ed. Ag. Manoukian, Ar. Manoukian, H. Vahramian. — Milano: Edizioni Ares, 1973. — 74 p., il.
- 28. Harper P. O. The Senmurv // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. — 1961–1962. — No. 20. — P. 95– 101.
- 29. Harper P. O. The Royal Hunter: Art of The Sasanian Empire. — New York: Asia House Gallery, 1978. — 176 p.
- 30. Herzfeld E. Am Tor von Asien. Felsdenkmale aus Irans Heldenzeit. — Berlin: Dietrich Reimer und Ernst Vohsen Verlag, 1920. — 165 S., Tab.
- 31. Jones L. Between Islam and Byzatium: Aght’amar and the Visual Construction of Medieval Armenian Rulership. — Aldershot: Ashgate, 2007. — 144 p.
- 32. Sakisian A. Une porte en bois sculptée arménienne de 1134 // Artibus Asiae. — 1937. — Vol. 6. — № 3/4. — P. 221–229.
- 33. Կարախանյան Գ. Հ. Մակարավանքի քանդակները և նրանց հեղինակը (Караханян Г. О. Рельефы Макараванка и их автор) // ИФЖ. — Ереван, 1974. — № 4. — С. 100–108.
- 34. Հակոբյան Զ., Միքայելյան Լ. Սենմուրվը և սասանյան առասպելական կենդանիները հայկական միջնադարյան արվեստում (Акопян З., Микаелян Л. Сенмурв и сасанидские мифологические существа в средневековом армянском искусстве) // Ежегодник Ереванской государственной художественной академии. — Ереван, 2013. — № 1. — С. 5–29.
- 35. Հայրապետյան Հ. Վ. Հուշկապարիկի գաղափարը հայ միջնադարյան հավատալիքներում (Айрапетян О. В. Понятие «h’ушкапарик» в средневековых армянских верованиях) // ВОН. — Ереван, 1990. — № 7. — С. 53–61.
- 36. Ղազարյան Մ. Փայտի գեղարվեստական փորագրությունը Հայաստանում (Казарян М. Художественная резьба по дереву в Армении). — Ереван: Хорурдаин грох, 1989. — 72 с., ил.
- 37. Ղաֆադարյան Կ. Դվին քաղաքը և նրա պեղումները I (Кафадарян К. Город Двин и его раскопки I.). — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1952. — 299 с.
- 38. Պետրոսյան Հ. Լ. Խաչքար: Ծագումը, գործառույթը, պատկերագրությունը, իմաստաբանությունը. (Петросян Г. Л. Хачкар: генезис, функции, иконография, семантика). — Ереван: Принтинфо, 2008. — 406 с.
- 39. Schmidt H.-P. Simorḡ // EIr Online Edition, July 20, 2002. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/simorg (дата обращения: 15.01.2017).
|