Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-20
Заголовок Храм Деир Мар Тума: Римское захоронение, превращенное в церковь, в Саид Наия (Сирия)
Автор email haluk.cetinkaya@msgsu.edu.tr
Сведения об авторе Четинкая Халюк — Ph. D., доцент. Стамбульский университет изящных искусств имени Синана, ул. Силахшер, 85, Бомонти-Шишли, Стамбул, Турция.
В рубрике Восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa177-2-20
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 190195
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 726.82 726.9 Индекс ББК 85.113
Аннотация

 Приблизительно в 30 км к северу от Дамаска находится небольшой городок Каламун, который славится церквями. Церковь Богородицы и Святая София имеют особое значение. Церковь Богородицы по-арабски называлась Сида-Наия, однако со временем название было искажено, и сегодня церковь известна как «Саид Наия». В городе и за его пределами есть несколько памятников римского и ранневизантийского периодов. Строительным материалом в этой каменистой местности был песчаник. Настоящая статья посвящена прежде неверно интерпретировавшейся постройке — церкви, созданной из римского погребения. Сирия была одной из важнейших провинций на Востоке. В связи с этим здесь располагались поселения римских солдат с семьями, их захоронения разбросаны по всей территории страны. В зависимости от статуса умершего, погребения могли быть различных типов. Наиболее распространенным был так называемый «тип дома», использовавшийся верхушкой среднего класса. Такие погребения можно обнаружить во многих местах. Так, к северу от Каламуна на холмах примерно в 400 м от церкви Богородицы находятся захоронения: несколько высеченных в скале и несколько в форме саркофагов. По крайней мере на одном из них имеется изображение римского орла, свидетельствующее о том, что здесь покоится воин. Самый высокий статус имело погребение типа «дома», которое относится ко II в. н. э. После того, как христианство обрело официальный статус, это сооружение было превращено в церковь. Ввиду его значительного размера (7,1 × 4,2 м) исследователи приняли его за бывший языческий храм. В действительности это было захоронение, которому было дано новое назначение — служить христианским храмом. Для этой цели с востока к нему была пристроена апсида. Позже это сооружение стало частью монастырского комплекса. По преданию, в течение многих лет в этом монастыре подвизался святой по имени Мар Тума, который был погребен здесь же. Нашей целью является продемонстрировать, как может меняться назначение постройки. В перспективе предполагается расширить географию и хронологию исследования и создать базу данных подобных памятников.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Четинкая Х. Храм Деир Мар Тума: Римское захоронение, превращенное в церковь, в Саид Наия (Сирия) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 190–195. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-2-20
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bacchi M. A Sacred Space for a Holy Icon: The Shrine of Our Lady of Saydnaya. Ierotopiia. Sozdanie sakral’nikh prostranstv v Vizantii i Drevnei Rusi (Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Mediaeval Russia). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2006, pp. 373–387.
  • 2. Brouwer H. H. J. Bona Dea the Sources and a Description of the Cult. Leiden, E. J. Brill Publ., 1989. XXVII+ 507 p.
  • 3. Bryce T. Ancient Syria. Oxford university press Publ., 2014. 379 p.
  • 4. Caseau B. The Fate of Rural Temples in Late Antiquity and the Christianisation of the Countryside. Recent Research on the Late Antique Countryside. Leiden; London, Brill Publ., 2004, pp. 105–129.
  • 5. Castellana P.; Di Bennardo A.; Fernandez R. Deir mar Touma di Saidnaya. Cairo, The Franciscan center of Christian Oriental studies Publ., 2007. 258 p (in Italian).
  • 6. Cauvin M. C. Flèches à encoches de Syrie: essai de classification d’interprétation culturelle. Paleorient, 1974, vol. 2, no. 2, pp. 311–322 (in French).
  • 7. Colledge M. A. R. Interpretatio Romana: The Semitic Populations of Syria and Mesopotamia. Pagan Gods and Shrines of the Roman Empire. Oxford, University Press Publ., 1986, pp. 221–230.
  • 8. Dabrowa E. The Roman Army in Syria under Augustus and Tiberius. International Congress of Roman Frontier Studies 20, Leon 2006, vol. 2. Madrid 2009, pp. 997–1005.
  • 9. De Jong L. Becoming a Roman Province: An Analysis of Funerary Practices in Roman Syria in the Context of Empire. Unpublished Ph. D. Dissertation. Stanford university, 2007. 156 p.
  • 10. Eißfeldt O. Phoiniker und Phoinikia. Paulys Realencyclopädie der Classischen Altertumwissenschaft, vol. 39. Stuttgart, J. B. Metzlersche Verlagsbucchandlung Publ., 1941, pp. 368–369 (in German).
  • 11. Honigmann E. Studien zur Notitia Antiochena. Byzantinische Zeitschrift, 1925, no. 25, pp. 60–88 (in German).
  • 12. Kraeling C. The Christian Building. New York, New Haven, Dura-Europos Publ., 1967. 233 p.
  • 13. Krencker D.; Zschietzschmann W. Römische tempel in Syrien. Berlin; Leipzig, Walter de Gruyter Publ., 1938. 298 p. (in German).
  • 14. Langdon M. K. A Sanctuary of Zeus on Mount Hymettos. Princeton, American School of Classical studies at Athens Publ., 1976. 129 p.
  • 15. Lassus J. Deux églises cruciformes du Hauran. Bulletin d’études orientales, 1931, vol. 1, pp. 30–31 (in French).
  • 16. Millar F. The Roman Near East 31 BC — AD 337. London, Harvard University Press Publ., 2001, pp. 95–110.
  • 17. Nasrallah P. Voyageurs et pèlerins au Qalamoun. Bulletin d’études orientales, 1943–1944, vol. 10, pp. 5–38 (in French).
  • 18. Nasrallah J. Le Qalamoun à l’époque romano-byzantine. Les annales archéologiues de Syrie, 1958–1959, vol. 8–9, pp. 59–80 (in French).
  • 19. Peeters P. La légende de Saidnaya. Analecta Bollandiana, 1906, vol. 25, pp. 138–140 (in French).
  • 20. Pococke R. A Description of the East and Some Other Countries, vol 2, part 1. London, W. Bowyer Publ., 1745. 308 p.
  • 21. Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Roman Empire, vol. 1. Oxford, Clarendon Press Publ., 1957. 703 p.
  • 22. Sear F. Roman Architecture. London, Routledge Publ., 2000. 288 p.
  • 23. Sherwin-White A. N. Lucullus, Pompey and the East. The Cambridge Ancient History. Vol 9. The Last Age of the Roman Republic, 146–43 BC. Cambridge University press Publ., 2008, pp. 229–273.
  • 24. Steinsapir A. I. Rural Sanctuaries in Roman Syria: The Dynamics of Architecture in the Sacred Landscape. Unpublished Ph. D. Dissertation. University of California, Los Angeles, 1998. 159 p.