Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-8-66
Заголовок Икона как основа новой христианской образности (на примере русской художественной культуры конца 1910-х — 1920-х годов)
Автор email amoran@essex.ac.uk
Сведения об авторе Балашова Лада Сергеевна — приглашенный лектор. Университет Эссекса, Колчестер, Великобритания, СO4 3SQ.
В рубрике Культ и художественная культура DOI 10.18688/aa177-8-66
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 646657
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046 Индекс ББК 85.103(2=411.2)5
Аннотация

 Автор исследует малоизвестный феномен 1920-х годов — создание неохристианского искусства в аспекте богословско-эстетических и художественных идей времени, что позволяет сделать важный вывод о глубокой взаимосвязи его с культурой «нового религиозного сознания» и авангардом. Новое искусство было иницировано расчисткой икон, ставших моделью совершенства и духовности для данного направления. Авангард, его анализ и изучение иконного искусства в процессе поисков национальной самоидентичности составил основу как подхода к интерпретации икон, так и технических приемов. Русская религиозная философия, концепции Шеллинга и особенно Гёте, в интерпретации П. Флоренским, личное влияние философа и С. Булгакова на художников инспирировали новый подход к христианской тематике и иконописи, а также активное использование идей софиологии цветов и света как божественной субстанции. Своею целью новое искусство видело иконизацию бытия — через фрески, иконы, работы, где евангельские события представлены в образах современных или события обыденной жизни — в иконографии евангельских сцен, а также с аллюзией на аналогичные по содержанию иконные образцы. Представление о неохристианском искусстве как о современной форме подлинно духовного искусства вдохновляло на обращение к истокам и, соответственно, использование образности катакомбного искусства, в формально-стилистическом — как приемов авангардного осмысления иконы, так и адекватных в современной западной живописи..

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Балашова Л. С. Икона как основа новой христианской образности (на примере русской художественной культуры конца 1910-х — 1920-х годов) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 646–657. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-8-66
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Алексеев А. Ю. Учение о православной иконе в системе конкретной метафизики о. П. Флоренского: дис. … канд. ист. наук. — СПб., 1995. — 203 с.
  • 2. Балашова Л. С. Эстетические концепции и искусство позднего символизма в контексте «нового религиозного сознания»: дис… канд ист. наук. — М., 2001. — 241 с.
  • 3. Берман Б. Художественное объединение «Маковец» // Творчество. — 1980. — № 3. — С. 16‒19.
  • 4. Бонецкая Н. К. Отец П. Флоренский и новое религиозное сознание // Вестник РХД. — 1990. — № 160. — C. 90‒121.
  • 5. Бромирский Петр: Каталог выставки / Галерея Элизиум; под ред. К. Велиховской. — М., 2000. — 126 с.
  • 6. Бруни Л. А. Ретроспектива: Каталог выставки и воспоминания о художнике / Авт.-сост. Т. И. Баландина и др. — М.: ГТГ, 2000. — 156 с.
  • 7. Булгаков С. Икона и иконопочитание. — М.: Русский путь, 1996. — 158 с.
  • 8. Жегин Л. Язык живописного произведения: Условность древнерусского искусства. — М.: Искусство, 1970. — 231 с.
  • 9. Илюхина Е. А. Художественное объединение «Маковец» // «Маковец» (1922‒1926). Сб. материалов по истории объединения. — М.: ГТГ, 1994. — С. 5‒19.
  • 10. Киселев М. Ф. Искусство С. Романовича // С. М. Романович: Каталог выставки: Живопись. Графика / Науч. pед. Ю. Л. Евдокимова. — М.: Русский путь, 1994. — С. 119‒128.
  • 11. Ковалев А. «Маковец» Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь» // Искусство. — 1987. — № 12 — С. 32‒41.
  • 12. Комаровский В. «Письмо об иконописи». // Православная икона: канон и стиль / Сост. А. Стрижев. — М.: Паломник. 1998. — С. 150‒160.
  • 13. Лапшин В. П. Из истории художественной жизни Москвы 1920-х годов: «Маковец»: (Материалы к изучению деятельности объединения) // Советское искусствознание. — 1979. — Вып. 2. — С. 355‒391.
  • 14. «Маковец» (1922‒1926): Сб. материалов по истории объединения / Ред. Г. К. Свинцова. — М.: ГТГ, 1994. — 135 с.
  • 15. Малевич Казимир. Поэзия. — М.: Эпифания, 2000 — 175 с.
  • 16. Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. — М.: RA, 2005 — 286 с.
  • 17. Попова Б. Б. Ю. Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков: Диалог художника и богослова. Дневники. Записные книжки. Письма. — М.: Никея. 2010. — 312 с.
  • 18. Попова Б. Б., Струве Н. А. Художественное наследие сестры Иоанны (Ю. Н. Рейтлингер). — М.: Русский путь. 2006. — 191 с.
  • 19. Романович С. М.: Каталог выставки. Живопись. Графика / Под ред. Ю. Л. Евдокимова. — М.: Русский путь. 1994. — 216 с.
  • 20. Сарабьянов Д. В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли // Вопросы искусствознания. — 1993. — Вып. 1. — С. 7‒21.
  • 21. Сарабьянов Д. В. Кандинский и русская икона // Многогранный мир Кандинского. — М.: Наука, 1998. — С. 42–49.
  • 22. Сарабьянов Д. В. М. Ларионов и художественное объединение «Маковец» // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 1. — С. 490‒501.
  • 23. Сарабьянов Д. В. Авангард и традиция // Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. — М.: Искусствознание, 1998. — С. 306‒321.
  • 24. Тарабукин Н. Смысл иконы. — М.: Изд-во братства Филарета Московского. 1999. — 223 с.
  • 25. Тарасенко О. Петров-Водкин и древнерусская живопись // Вопросы искусствознания. — 1995. — Вып. 1‒2. — С. 382‒407.
  • 26. Тарасов О. Ю. Икона в русском авангарде 1910‒1920-х гг. // Искусство. — 1992. — № 1. — С. 49‒53.
  • 27. Трубачёва М. С., Флоренский А. О. Раиса Александровна Флоренская, Павел Александрович Флоренский во Вхутемасе и «Маковце». — М.: МПИ, 1989. — 31 с.
  • 28. Трубецкой Е. Символика красок // Православная икона: Канон и стиль. / Сост. А. Стрижев. — М.: Паломник, 1998. — С. 190–196.
  • 29. Турчин В. Невидимое в видимом. П. И. Бромирский в поисках «другого искусства» // Петр Бромирский: Каталог выставки / Под ред. К. Велиховской. — М.: Галерея Элизиум, 2000. — С. 27‒46.
  • 30. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. — М.: Даръ, 2008. — 474 с.
  • 31. Флоренский П. Небесные знамения // Флоренский П. Собр. соч. в 4 т. — М.: Правда, 1994. — Т. 2. — С. 414‒418.
  • 32. Флоренский П. Избр. труды по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — 336 с.
  • 33. Шатских А. Малевич и поэзия // Казимир Малевич: Поэзия. — М.: Эпифания, 2000. — С. 9‒61.
  • 34. Языкова И. «Се творю все новое»: Икона в ХХ веке. — Бергамо: La Casa di Matriona, 2002. — 222 c.
  • 35. Gabo on Gabo: Texts and Interviews / Lodder C., Hammer M. (eds.) — Sussex: Artist Bookworks, 2000. — 295 р.
  • 36. Schreier L. Die Ikone Wassily Kandinsky // Schreier L. Errinerungen an Sturm und Bauhaus. — München: Langen Müller, 1966. — S. 72‒85.