Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-5-54
Заголовок Una storia di figure piccole, condotte con tanta arte e diligenza: «История Орфея» Якопо дель Селлайо и несколько рисунков Филиппино Липпи и мастерской из собрания галереи Уффици
Автор email marina.lopukhova@gmail.com
Сведения об авторе Лопухова Марина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские Горы,д. 1, ГСП-1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Искусство Ренессанса DOI 10.18688/aa177-5-54
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 532541
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450)4;75.021.2 Индекс ББК 85.103(4)
Аннотация

Рисунок Филиппино Липпи с изображением сидящего старика, играющего на лире да браччо (Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюр, инв. 249Е), очевидно, примыкает к традиции зарисовок музыкантов, существовавшей в раннеренессансной Флоренции, однако характерный облики экстатическое состояние изображенного заставляет искать в рисунке сюжетную составляющую. Б. Беренсон интерпретировал его как изображение музицирующего царя Давида, но с иконографической точки зрения персонаж обнаруживает большое сходство с Орфеем в серии spalliere Якопо Селлайо, иллюстрирующих «Сказание об Орфее» Анджело Полициано, отдельные части которой хранятся в музеях Роттердама, Киева и Кракова. Стилистические признаки позволяют датировать лист периодом между серединой 1480-х и серединой 1490-х годов, т. е. временем, близким созданию серии. Сходство с ней обнаруживают также рисунки 232Е и 1249Е из того же собрания, выполненные другими рисовальщиками «в манере Филиппино». Не исключено, что листы, происходящие из мастерской Филиппино, могли быть упражнением на тему, уже разработанную Селлайо, или, наоборот, служить подготовительными рисунками к серии панно на сюжет об Орфее, изготовление которой затем было поручено другому мастеру.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Лопухова М. А. Una storia di figure piccole, condotte con tanta arte e diligenza: «История Орфея» Якопо дель Селлайо и несколько рисунков Филиппино Липпи и мастерской из собрания галереи Уффици // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 532–541. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/ 10.18688/aa177-5-54
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. с ит. А. Г. Габричевского, А. И. Бенедиктова. — Т. 2. — М.: Искусство, 1963. — 890 с.
  • 2. Возвращение «Святого Луки»: Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины: каталог выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина / Под ред. В. Марковой, В. Садкова. — М.: СканРус, 2012. — 223 c.
  • 3. Полициано А. Сказание об Орфее / пер. С. В. Шервинского, вступ. ст. А. К. Дживелегова, М. Н. Розанова. — М.: Academia, 1933. — 83 с.
  • 4. Ames-Lewis F. Drawing in the Italian Renaissance Workshop: Exhibition catalogue. — London: Victoria and Albert Museum, 1983. — 283 р.
  • 5. Berenson B. The Drawings of the Florentine Painters. 3 vols. — Chicago: University of Chicago Press, 1938. — 1764 р.
  • 6. Blumenröder S. Das Orpheus-Bild im 15. Jahrhundert: musische Männer und wilde Frauen: Ursprungsmythen und Künstlerselbstverständnis in der Malerei // Der Orpheus-Mythos von der Antike bis zur Gegenwart / Hrsg. C. von Maurer Zenck. — Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2003. — S. 205–228.
  • 7. Bodemann S. Der musizierende und tanzende David in der italienischen Malerei des 16. und 17. Jahrhunderts. — Münster: Rhema, 2015. — 299 S.
  • 8. Callmann E. Jacopo del Sellaio, the Orpheus Myth and Painting for the Private Citizen // Folia Historiae Atrium. — 1998. — Vol. 4. — P. 143–158.
  • 9. Carl D. Das Inventar der Werkstatt von Filippino Lippi aus dem Jahre 1504 // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. — 1987. — Bd. 31. — S. 373–391.
  • 10. Filippino Lippi e Sandro Botticelli nella Firenze del’ 400: Catalogo della mostra / a cura di A. Cecchi. — Pero (Milano): 24 Ore Cultura, 2011. — 231 S.
  • 11. Mackowsky H. Jacopo del Sellaio // Jahrbuch der Preußischen Kunstsammlungen. — 1899. — Bd. 20. — S. 192–202, 271–284.
  • 12. Maestri e botteghe: pittura a Firenze alla fine del Quattrocento: Catalogo della mostra / a cura di M. Gregori. — Cinisello Balsamo: Silvana Ed., 1992. — 309 p.
  • 13. McGee T. J. Filippino Lippi and music // Renaissance and Reformation. — 2006. — Vol. 30. — P. 5–28.
  • 14. Meucci R. Re David “violista da gamba” nell’iconografia musicale del primo Cinquecento italiano // Les figures de David à la Renaissance / éd. par É. Boillet, S. Cavicchioli, P.-A. Mellet. — Genève: Droz, 2015. — P. 269–289.
  • 15. Miziołek J. Botticelli’s Masterpieces Reflected: Jacopo del Sellaio’s Domestic Panels with the Fable of Cupid and Psyche // Center / National Gallery of Art, Center for Advanced Study in the Visual Arts. — 2001. — Vol. 22. — P. 128–132.
  • 16. Miziołek J. “Orpheus and Eurydice”: three “spalliera”: panels by Jacopo del Sellaio // I Tatti studies. — 2009. — Vol. 12. — P. 117–148.
  • 17. Nelson J. K. An Inventory of Drawings by Filippino Lippi and His Circle (With Two Additions) // New Studies on Old Masters. Essays in Renaissance art in Honour of Colin Eisler / Eds. J. Garton, D. Wolfthal. — Toronto: Centre for Reformation and Renaissance Studies, 2011. — P. 193–220.
  • 18. Petrioli Tofani A. Gabinetto disegni e stampe degli Uffizi: Disegni esposti. 2 vols. — Firenze: Olschki Ed., 1987. — 774 p.
  • 19. Pons N. Jacopo del Sellaio // In the Light of Apollo: Italian Renaissance and Greece: Exhib. cat. / Ed. M. Gregori. — Cinisello Balsamo (Milano): Silvana; Athens: Hellenic Culture Organization, 2003. — Vol. II. — P. 291–292.
  • 20. Pons N. Problemi di collaborazione e compagnie di artisti: cassoni e spalliere di Jacopo del Sellaio, Biagio d’Antonio e Bartolomeo di Giovanni // Virtù d’amore: pittura nuziale nel Quattrocento fiorentino: Catalogo della mostra / a cura di C. Paolini, D. Parenti, L. Sebregondi. — Firenze: Giunti, 2010. — P. 127–137.
  • 21. San Juan R. M. Mythology, Women and Renaissance Private Life: The Myth of Eurydice in Italian Furniture Painting // Art History. — 1992. — Vol. 15. — P. 127–145.
  • 22. Scavizzi G. The Myth of Orpheus in Italian Renaissance art, 1400–1600 // Orpheus: the Metamorphoses of a Myth / Ed. J. Warden. — Toronto: University of Toronto Press, 1982. — P. 111–162.
  • 23. Scharf A. Filippino Lippi. — Wien: Schroll, 1935. — 156 S.
  • 24. Schröter E. Orpheus in der Kunst des Mittelalters und der Renaissance: eine vorläufige Untersuchung // Blick auf Orpheus: 2500 Jahre europäischer Rezeptionsgeschichte eines antiken Mythos. — Tübingen: Francke, 2003. — S. 109–157.
  • 25. Semmelrath H. Der Orpheus-Mythos in der Kunst der italienischen Renaissance: eine Studie zur Interpretationsgeschichte und zur Ikonologie (Ph. D. Diss.). — Köln: Köln University, 1994. — 198 S.
  • 26. Shoemaker I. H. Filippino Lippi as a Draughtsman (Ph. D. Diss.). — New York: Columbia University, 1975. — 575 p.
  • 27. The Drawings of Filippino Lippi and His Circle: Exhibition catalogue / Ed. G. R. Goldner, C. C. Bambach, A. Cecchi. — New York: Abrams, 1997. — 406 p.
  • 28. The Florentine Paintings in Holland: 1300–1500 / Ed. H. W. Van Os, M. Prakken. — Maarssen: Schwartz, 1974. — 120 p.
  • 29. Vasari G. Le vite de’ più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani / Ed. G. Milanesi. — Vol. 3. — Firenze: Sansoni, 1878.— 714 p.
  • 30. Virtù d’amore: pittura nuziale nel Quattrocento fiorentino: Catalogo della mostra / a cura di C. Paolini, D. Parenti, L. Sebregondi. — Firenze: Giunti, 2010. — 287 p.
  • 31. Winternitz E. Instruments de musique étranges chez Filippino Lippi, Piero di Cosimo et Lorenzo Costa // Les fêtes de la Renaissance / èd par J. Jacquot. — Vol. 1.— Paris: Éditions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1956.. — P. 379–395.
  • 32. Zambrano P., Nelson J. K. Filippino Lippi. — Milano: Electa, 2004. — 671 p.
  • 33. Zeri F., Natale M., Mottola Molfino A. Dipinti toscani e oggetti d’arte dalla collezione Vittorio Cini. — Vicenza: Pozza, 1984. — 86 p.