Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-5
Заголовок Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний
Автор email azb13@hotmail.com
Сведения об авторе Азбелев Павел Петрович — методист I категории. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. azb13@hotmail.com
В рубрике Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь DOI10.18688/aa177-1-5
Год 2017 Номер сборника 7 Страницы 5160
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 903.27(571.15) Индекс ББК 85.19; 85.103(2)2
Аннотация

Пазырыкская культура Горного Алтая (вторая половина I тыс. до н. э.) знаменита хорошей сохранностью органических материалов, не истлевших благодаря подкурганной мерзлоте. В статье рассмотрены древнейшие татуировки в зверином стиле, найденные на мумиях семи человек из пятипогребений. Впервые в научной литературе рассмотрена система размещения основных татуировок нателе и её развитие, интерпретируемое с учётом территориального и хронологического распределенияиконографических аналогий. Рисунки поддаются первичной систематизации: можно говорить о мужском и женском наборах изображений. Сюжеты татуировок соотносятся с ролью несущих их частей тела и представляют собой использование звериного стиля как средства магического воздействия на несущий изображение объект. В числе персонажей татуировок — крупные хищники, чьи качества соотнесены с областью сердца, вместилищаотваги, ярости и т. д.; нанесенные на руки изображения агонизирующих копытных в «жертвенной» позе передают образ побеждённого или жертвы; образы бегущих травоядных помещены на ногах, которые должны быть быстры и выносливы. Образ копытного грифона свидетельствует о контактах алтайских кочевников с обитателями Северного Китая и Монголии. Пазырыкские изображения вторичны и, вероятно, указывают на враждебные отношения кочевников с соседями. То, что они неустранимо наносились на тело, указывает на укоренённость и, возможно, сакрализованность этой вражды. Женские татуировки отличаются от мужских сценами терзания, аналогичными композициямс территорий к западу от Алтая: исходный сюжет — жертва в кольце из трёх хищников. Отразившееся в татуировках направление связей согласуется и с импортами из Пятого Пазырыкского кургана, и с западными аналогиями находкам из него. Татуированная женщина могла быть родом из Восточного Казахстана или Юго-Западной Сибири и появилась на Алтае вследствие замужества, связанного с усилением западных связей культуры — похоже, в ущерб сношениям с юго-восточными соседями. Пазырыкские татуировки не только сохранили серию художественных образов и сюжетов звериного стиля, но и, возможно, запечатлели систему контактов пазырыкской культуры и их динамику в IV–III вв. до н. э. Дальнейшее изучение аналогий и хронологического соотношения памятников позволит выяснить, отголоски каких событий того времени отражены в татуировках.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Азбелев П. П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 51–60. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-5
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Азбелев П. П. Пазырыкское наследство и юэчжийская проблема // Stratum plus. — 2015. — № 4. — С. 23–55.
  • 2. Акишев А. К. Новые художественные бронзовые изделия сакского времени // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. — Алма-Ата: Наука, 1976. — С. 183–195.
  • 3. Баркова Л. Л. Фантастические звери на татуировках алтайского вождя // 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав…»: в 5 кн. — Кн. 3. — СПб: ГЭ, 2014. — С. 98–101.
  • 4. Баркова Л. Л. Изображение петуха в искусстве древнего Алтая // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. — 2015. — Вып. 40. — С. 143–156.
  • 5. Баркова Л. Л., Панкова С. В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов: (новые материалы) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2005. — № 2 (22). — С. 48–59.
  • 6. Бессонова С. С. О скифских повозках // Древности степной Скифии / Отв. ред. А. И. Тереножкин. — Киев: Наукова думка, 1982. — С. 102–117.
  • 7. Васильев Ст. А. Ананьинский звериный стиль: Истоки, основные компоненты и развитие // Археологические вести. — Вып. 11. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 275–297.
  • 8. Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). — М.: Триумф принт, 2012. — 566 с.
  • 9. Полосьмак Н. В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2000. — № 4. — С. 95–102.
  • 10. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — 402 с.
  • 11. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.; Л.: Изд-во АН СССР,
  • 1960. — 360 с.
  • 12. Руденко С. И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 206 с.
  • 13. Яблонский Л. Т. Золото сарматских вождей: Элитный некрополь Филипповка 1 (по материалам раскопок 2004–2009 гг.): Каталог коллекции. Кн. 1. — М.: ИА РАН, 2013. — 232 с.
  • 14. Unbekanntes Kasachstan: Archäologie im Herzen Asiens. Katalog der Ausstellung des Deutschen Bergbau- Museums Bochum vom 26. Januar bis zum 30. Juni 2013: Bd. 1/ Hrsg. von Stöllner Th., Samasev Z. — Bochum: Dt. Bergbau-Museum, 2013. — XIX, 532 S.