Заголовок | Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний | ||||||||
Автор | Азбелев П. П. | azb13@hotmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Азбелев Павел Петрович — методист I категории. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. azb13@hotmail.com | ||||||||
В рубрике | Искусство и художественная культура Древнего мира. Археологический памятник и произведение искусства — общее и особенное, различия и взаимосвязь | DOI | 10.18688/aa177-1-5 | ||||||
Год | 2017 | Номер сборника | 7 | Страницы | 51–60 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 903.27(571.15) | Индекс ББК | 85.19; 85.103(2)2 | ||||
Аннотация |
Пазырыкская культура Горного Алтая (вторая половина I тыс. до н. э.) знаменита хорошей сохранностью органических материалов, не истлевших благодаря подкурганной мерзлоте. В статье рассмотрены древнейшие татуировки в зверином стиле, найденные на мумиях семи человек из пятипогребений. Впервые в научной литературе рассмотрена система размещения основных татуировок нателе и её развитие, интерпретируемое с учётом территориального и хронологического распределенияиконографических аналогий. Рисунки поддаются первичной систематизации: можно говорить о мужском и женском наборах изображений. Сюжеты татуировок соотносятся с ролью несущих их частей тела и представляют собой использование звериного стиля как средства магического воздействия на несущий изображение объект. В числе персонажей татуировок — крупные хищники, чьи качества соотнесены с областью сердца, вместилищаотваги, ярости и т. д.; нанесенные на руки изображения агонизирующих копытных в «жертвенной» позе передают образ побеждённого или жертвы; образы бегущих травоядных помещены на ногах, которые должны быть быстры и выносливы. Образ копытного грифона свидетельствует о контактах алтайских кочевников с обитателями Северного Китая и Монголии. Пазырыкские изображения вторичны и, вероятно, указывают на враждебные отношения кочевников с соседями. То, что они неустранимо наносились на тело, указывает на укоренённость и, возможно, сакрализованность этой вражды. Женские татуировки отличаются от мужских сценами терзания, аналогичными композициямс территорий к западу от Алтая: исходный сюжет — жертва в кольце из трёх хищников. Отразившееся в татуировках направление связей согласуется и с импортами из Пятого Пазырыкского кургана, и с западными аналогиями находкам из него. Татуированная женщина могла быть родом из Восточного Казахстана или Юго-Западной Сибири и появилась на Алтае вследствие замужества, связанного с усилением западных связей культуры — похоже, в ущерб сношениям с юго-восточными соседями. Пазырыкские татуировки не только сохранили серию художественных образов и сюжетов звериного стиля, но и, возможно, запечатлели систему контактов пазырыкской культуры и их динамику в IV–III вв. до н. э. Дальнейшее изучение аналогий и хронологического соотношения памятников позволит выяснить, отголоски каких событий того времени отражены в татуировках. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Азбелев П. П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 51–60. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa177-1-5 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|