Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-77
Заголовок Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов.
Автор email grachewasvetlana@yandex.ru
Сведения об авторе Грачева Светлана Михайловна — доктор искусствоведения, декан, профессор. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Русское искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa166-9-77
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 706714
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.13
Аннотация

Академическое искусство всегда претендовало на роль элитарного, «чистого» искусства, ориентированного на высокие идеалы и лучшие традиции мировой культуры. Традиции ренессансного искусства играют значительную роль в современной академической школе Санкт-Петербурга, где сохраняется определенная рафинированность и некоторая обособленность от экспериментов так называемого актуального искусства. Особенно проявляется влияние искусства Возрождения в неизменном обращении к образу человека, в антропоморфной и гуманистической направленности произведений, в сохранении основ сюжетной живописи. В этом стремлении есть своего рода желание современных художников осознать собственную творческую и человеческую свободу. В статье рассматриваются произведения А. Мыльникова, Х. Савкуева, Ю. Калюты, О. Шведерской, Ю. Беховой, Н. Рыжиковой, И. Корнеева и других петербургских мастеров, обратившихся к образам ренессансного искусства. Современные художники имеют уже совершенно иной культурный опыт, и их мировоззрение не строится буквально на идеях неоплатонизма, как у мастеров Возрождения. Зачастую традиции ренессансной культуры переосмысливаются уже через многие напластования других исторических эпох, современные академические художники находят в них то, что созвучно их личным переживаниям и ощущениям, то, на чем базируется их современный профессионализм и мастерство. Это не столько постмодернистское цитирование шедевров, сколько погружение в тайны образов, в секреты ремесла старых мастеров, в неповторимость их пластических решений, стремление выразить свои идеи через обращение к формам ренессансного искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Грачева С.М. Ренессансные мотивы в изобразительном искусстве современных петербургских художников-академистов. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 706–714. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-9-77
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств в Санкт-Петербурге /Авт. вст. статьи А. Б. Алешин. — М.: Художник и книга, 2012. — 179 с.
  • Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — М.: Галактика. 1992. — 335 с.
  • Грачева С. М. «Сообразуясь с истинною и благороднейшею целию искусств…». Из истории Российской академии художеств первой половины ХХ века // Искусствознание. — 2009. — № 3–4. —C. 568–585.
  • Грачева С. М. Весенняя выставка педагогов Института имени И. Е. Репина // Academia. —2009. — № 3. — С. 35–40.
  • Грачева С. М. Весенняя выставка педагогов Института имени И. Е. Репина // Academia. —2010. — № 3. — С. 66–70.
  • Грачева С. М. Мир перламутровых грез Нины Рыжиковой // Нина Рыжикова. Альбом. — СПб.:Artindex, 2013. — С. 8–15.
  • Грачева С. М. Портретный жанр в современном изобразительном искусстве академического Петербурга (Весенняя выставка в залах Академии художеств 2013) // Научные труды Института имени И. Е. Репина. Вып. 26. Вопросы художественного образования. — 2013. — июль /сентябрь. — С. 51–60.
  • Гришина Е. В. Из истории графического факультета. 1947–1961 // Искусство России (прошлое и настоящее). — СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2000. — С. 72–78.
  • Елизарова Е. М., Кутейникова Н. С. Репин и современная художественная педагогическая практика // Репин — близкое, далекое. Сборник статей. — СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 1999. — С. 82–86.
  • Императорская Академия художеств. Документы и исследования. К 250-летию основания /Сост. И. В. Рязанцев, О. В. Калугина, А. В. Самохин. — М.: Памятники исторической мысли, 2010. —612 с.
  • К юбилею факультета теории и истории искусств Института имени И. Е. Репина. — СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2012. — 230 с.
  • Кичко С. Д. Диалог с памятью (о Е. Е. Моисеенко) // Из истории художественной школы. — СПб.:Институт имени И. Е. Репина, 1999. — С. 5–8.
  • Клим Ли. Графика. Каталог выставки. Святогорская галерея. — Сельцо Михайловское, 2007. —56 с.
  • Кутейникова Н. С. Хамид Савкуев. Уроки жизни и композиции // Хамид Савкуев. Альбом. —СПб.: Artindex, 2009. — С. 5–15.
  • Леняшин В. А. Единица хранения. Русская живопись — опыт музейного истолкования. — СПб.: Золотой век, 2014. — 439 с.
  • Лисовский В. Г. Академия художеств. — 2-е изд. — Л.: Лениздат, 1982. — 181 с.
  • Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1982. — 623 с.
  • Тугендхольд Я. А. О портрете // Аполлон. — 1912. — № 8. — С. 33–52.
  • Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005 / Авт.-сост. С. Б. Алексеева; науч. ред. Ю. Г. Бобров. — СПб. : [б. и.], 2007. — 792 с.
  • Юрий Калюта. Красное и черное / Авт. статей: В. Леняшин, Ю. Калюта, Н. Кутейникова. — СПб: Palace Editions, 2012. — 296 с.