Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-64
Заголовок Композиции Поля Делароша из собрания Анатолия Демидова и их значение для русских художников XIX века
Автор email mariachernysheva@mail.ru
Сведения об авторе Чернышева Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация. 199034.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-64
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 597604
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75. 044 Индекс ББК 85.14
Аннотация

Главным достижением Поля Делароша было создание исторической картины нового типа, основанной на скрещивании принципов исторической и бытовой живописи. Хотя авторитет Делароша в международной художественной среде XIX в. был огромен, вопрос о его значении для русских художников до сих пор не становился предметом специального исследования. Настоящая статья призвана отчасти восполнить этот пробел. Вопреки мнению Александра Бенуа, что «русским Деларошем» был Карл Брюллов, автор поддерживает представление Владимира Стасова о том, что наибольшее влияние Делароша сказалось в русском искусстве после Брюллова. В центре внимания автора — не самый яркий, но примечательный случай освоения художественного опыта Делароша Федором Бронниковым. В статье показано, что успешное постижение инноваций Делароша обнаруживается в живописи Бронникова не на исторические темы, а на сюжеты из современной повседневности. Иначе говоря, под влиянием Делароша Бронников создает не историческую, а бытовую картину нового типа, которая так же, как изобретение Делароша, не вписывалась безусловно в старую систему жанров. Эти наблюдения помогают по-новому взглянуть и на диапазон значения Делароша для развития искусства XIX в., и на творчество Бронникова.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Чернышева М. А. Композиции Поля Делароша из собрания Анатолия Демидова и их значение для русских художников XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 597–604. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-64
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Алленова О. Карл Брюллов. — [М.]: Трилистник, 2000. — 31 с.
  • Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1999. — 448 с.
  • Биография профессора исторической живописи Федора Андреевича Бронникова. — Шадрин: Тип. С. Н. Иванчикова, 1912. — 8 с.
  • Булгаков Ф. И. Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. Т. 1. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1889. — 234 с.
  • Выставка изящных искусств в Париже // Библиотека для чтения. — 1834. — Т. 3. — С. 44–51.
  • Голос. — 1876. — No 113 (24 апреля).
  • Клименская О. Г. Итальянский миф Федора Бронникова // Пинакотека. — 2003. — No 16–17. — С. 179–183.
  • Кожевников Г. И. Федор Андреевич Бронников // Русское искусство. очерки о жизни и творчестве художников: вторая половина XIX века. Т. 1 / Науч. ред. А. И. Леонов. — М.: Искусство, 1962. — С. 403– 420.
  • Морозова О. Наследие Федора Бронникова в Шадринском музее. URL: http://www.russiskusstvo.ru/news/a1330/ (дата обращения: 23.10. 2015).
  • Петербургский листок. — 1876. — No 51 (13 (25) марта).
  • Санкт-Петербургские ведомости. — 1876. — No 103 (15 (27) апреля).
  • Стасов В. В. Еврейское племя в созданиях европейского искусства // Стасов В. В. Собрание сочинений. 1847–1886. Т. 1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. — С. 309–388.
  • Стасов В. В. Нынешнее искусство в Европе // Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. — М.: Искусство, 1952. — С. 525–599.
  • Стасов В. В. После Всемирной выставки (1862) // Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. — М.: Искусство, 1952. — С. 65–112.
  • Стасов В. В. Искусство XIX века // Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 3. — М.: Искусство, 1952. — С. 485–755.
  • Стасов В. Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка. — М.: Посредник, 1904. — 411 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. Т. 1 / Науч. ред. С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1987. — 384 с.
  • Allard S. Quelques réflexions sur Paul Delaroche et son influence en Europe // Les artistes étrangers à Paris: de la fin du Moyen Age aux anneмes 1920 / M.-C. Chaudonneret (ed.). — Bern: Peter Lang, 2007. — P. 193–202.
  • Anatole Demidoff, Prince of San Donato (1812–1870). Exh. сat. / F. Haskell et al. (eds.). — London: Trustees of the Wallace Collection, 1994. — 120 p.
  • Bann S. Paul Delaroche: History Painted. — Princeton: Princeton University Press, 1997. — 304 р.
  • Bann S. Questions of Genre in Early Nineteenth-Century French Painting // New Literary History. — 2003. — Vol. 34. — No. 3. Theorizing Genres II. — Р. 501–511.
  • Bann S. Paul Delaroche’s German reception // Dialog und Differenzen: 1789–1870 Deutsch-französische Kunstbeziehungen / Les relations franco-allemandes / T. W. Gaehtgens (ed.). — Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2010. — P. 139–152.
  • Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — 196 p.
  • Çakmak G. The Panoramic Studium in Nineteenth-century History Painting. Paul Delaroche and Jean- Léon Gérôme // Mobility and Fantasy in Visual Culture / L. Johnson (ed.). — New York: Taylor & Francis, 2014. — Р. 69–79.
  • Painting History: Delaroche and Lady Jane Grey. Exh. сat. / S. Bann et al. (eds.). — London: National Gallery, 2010. — 168 р.
  • Painting History: Delaroche and Lady Jane Grey. Press releases from the National Gallery. URL: http://www.nationalgallery.org.uk/about-us/press-and-media/press-and-media/press-releases/painting- history-delaroche-and-lady-jane-grey (accessed 23 October 2014)