Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-63
Заголовок «Панорама Палермо» К. Ф. Шинкеля в Петербурге (1846–1853): воспоминание о путешествии семьи императора Николая I на Сицилию.
Автор email e.skvortsova@spbu.ru
Сведения об авторе Скворцова Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa166-7-63
Год 2016 Номер сборника 6 Страницы 585596
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.047 Индекс ББК 85.14
Аннотация

На материале не востребованных прежде текстовых и изобразительных источников из РГИА, ЦГИА СПб, ЦГТМ им. А. А. Бахрушина и РНБ, а также периодики середины XIX в. в статье освещено экспонирование в Петербурге «Панорамы Палермо». Монументальная картина кругового обзора (4,8 × 28,8 м) была написана К. Ф. Шинкелем в 1808 г. по эскизам, созданным им во время поездки в Италию 1803–1805 гг. На склоне лет мастер решил повторить эту композицию в большем размере (9,6 × 70 м). ослабленный болезнью, он не мог воплотить замысел сам и при посредничестве своего друга художника К. Гропиуса препоручил его К. Э. Бирману (1840–1844). Панорама демонстрировалась в Берлине, а затем была продана Гропиусом в Петербург. До этого момента ее история досконально прослежена европейскими исследователями. Судьба «Панорамы Палермо» в России оставалась до сих пор неизвестной — как и сам этот художественный феномен был забыт отечественной историографией. Удалось выяснить, что вторая версия панорамы Шинкеля была приобретена у Гропиуса за 2500 талеров А. Л. Роллером, который занимал в России должность декоратора и первого машиниста Императорских театров. Устройство панорамы (1846) происходило при благосклонном внимании Николая I, поскольку она должна была сохранить память о недавнем путешествии в Палермо императорской семьи. обсуждалось шесть возможных мест для нее; предпочтение было отдано Манежной площади. Но панорама оказалась недостаточно посещаемой. Роллер был освобожден от налогов, сам жил в здании панорамы, пытался сделать более гибкими цены и режим работы, выставил новые виды, но ему так и не удалось покрыть расходы. Наконец он получил разрешение на строительство для панорамы на Большой Морской улице нового здания с пристройками для двух диорам, но дело затянулось, а панорама тем временем погибла в пожаре.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Скворцова Е. А. «Панорама Палермо» К. Ф. Шинкеля в Петербурге (1846–1853): воспоминание о путешествии семьи императора Николая I на Сицилию. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 585–596. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-63
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • [Блумфильд Г.] Из воспоминаний леди Блумфильд // Русский архив. — 1899. — Кн. 2. — No 6. — С. 219–241.
  • Квадри В. В. Краткий исторический обзор Императорской Главной квартиры: [в 3 т.]. Т. 2. — СПб: Типография П. П. Сойкина, 1902. — 134 с.
  • Пащинская И. О. Ренелла — готический, или чайный, дом // Курьез в искусстве и искусство к рьеза [Мат. XIV царскосельской науч. конф.]. — СПб: Изд-во ГЭ, 2008. — C. 275–288.
  • Столпянский П. Н. Маг и чудодей С.-Петербургской сцены Андрей Адамович Роллер (1805– 1891 гг.). — СПб.: Гиперион, 2002. — 100 с.
  • Федоров С. Г. Петербургские панорамы // Ленинградская панорама. — 1987. — Вып. 2. — С. 34– 35.
  • Börsch-Supan H. Bild-Erfindungen (Karl Friedrich Schinkel Lebenswerk, Bd. 20). — München — Berlin: Deutscher Kunstverlag, 2007. — 701 S.
  • Karl Friedrich Schinkel. Reisen nach Italien: Tagebücher, Briefe, Zeichnungen, Aquarelle / Riemann G. (Hrsgb.). — Berlin (Ost): Rütten und Loening, 1979. — 359 S.
  • Koch G. F. Karl Friedrich Schinkel und die Architektur des Mittelalters: Die Studien auf der ersten Italienreise und ihre Auswirkungen // Zeitschrift fuer Kunstgeschichte. — 1996. — Bd. 29. — No. 3. — S. 177–222.
  • Panorama von Palermo // Das Erbe Schinkel’s: der on-line Katalog / Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin. URL:http://ww2.smb.museum/schinkel/index.phpfilter_type_id=1&auto_value=&filter_value_id=0&filter_value=Panorama+von+Palermo&datum_von=1745&datum_ bis=1929&material_id=0&technik_id=0&filter_id=0 (accessed 30 January 2015).
  • Pirrone G. Sicilian Gardens // The Italian Garden. Art, Design and Culture / J. D. Hunt (ed.). — Cam- bridge: Cambridge University Press, 2006. — P. 250–274.
  • Snodin M. Karl Friedrich Schinkel: a Universal Man. — New Haven — London: Yale University Press, 1991. — 218 p.
  • Verwiebe B. Karl Friedrich Schinkel und Clemens Brentano. Freundschaft und Wettstreit. — Dresden: Sandstein, 2008. — 135 S.
  • Woltmann A. Schinkel als Maler // Aus vier Jahrhunderten niederlaendisch-deutscher Kunstgeschichte. Studien von Alfred Woltmann. — Berlin: A. Woltmann & Comp., 1878. — 344 S.