Заголовок | «Панорама Палермо» К. Ф. Шинкеля в Петербурге (1846–1853): воспоминание о путешествии семьи императора Николая I на Сицилию. | ||||||||
Автор | Скворцова Е. А. | e.skvortsova@spbu.ru | |||||||
Сведения об авторе | Скворцова Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX веков | DOI | 10.18688/aa166-7-63 | ||||||
Год | 2016 | Номер сборника | 6 | Страницы | 585–596 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 75.047 | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
На материале не востребованных прежде текстовых и изобразительных источников из РГИА, ЦГИА СПб, ЦГТМ им. А. А. Бахрушина и РНБ, а также периодики середины XIX в. в статье освещено экспонирование в Петербурге «Панорамы Палермо». Монументальная картина кругового обзора (4,8 × 28,8 м) была написана К. Ф. Шинкелем в 1808 г. по эскизам, созданным им во время поездки в Италию 1803–1805 гг. На склоне лет мастер решил повторить эту композицию в большем размере (9,6 × 70 м). ослабленный болезнью, он не мог воплотить замысел сам и при посредничестве своего друга художника К. Гропиуса препоручил его К. Э. Бирману (1840–1844). Панорама демонстрировалась в Берлине, а затем была продана Гропиусом в Петербург. До этого момента ее история досконально прослежена европейскими исследователями. Судьба «Панорамы Палермо» в России оставалась до сих пор неизвестной — как и сам этот художественный феномен был забыт отечественной историографией. Удалось выяснить, что вторая версия панорамы Шинкеля была приобретена у Гропиуса за 2500 талеров А. Л. Роллером, который занимал в России должность декоратора и первого машиниста Императорских театров. Устройство панорамы (1846) происходило при благосклонном внимании Николая I, поскольку она должна была сохранить память о недавнем путешествии в Палермо императорской семьи. обсуждалось шесть возможных мест для нее; предпочтение было отдано Манежной площади. Но панорама оказалась недостаточно посещаемой. Роллер был освобожден от налогов, сам жил в здании панорамы, пытался сделать более гибкими цены и режим работы, выставил новые виды, но ему так и не удалось покрыть расходы. Наконец он получил разрешение на строительство для панорамы на Большой Морской улице нового здания с пристройками для двух диорам, но дело затянулось, а панорама тем временем погибла в пожаре. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Скворцова Е. А. «Панорама Палермо» К. Ф. Шинкеля в Петербурге (1846–1853): воспоминание о путешествии семьи императора Николая I на Сицилию. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. С. 585–596. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-7-63 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|