Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-73
Заголовок Сэр Джошуа Рейнолдс и античное искусство: заметки о живописи на мифологические сюжеты на примере картины «Младенец Геракл, удушающий змей», написанной по заказу Екатерины II
Автор email giovanna.perini@uniurb.it
Сведения об авторе Джованна Перини Фолезани — профессор. Урбинский университет имени Карло Бо, Palazzo Albani, Via Bramante, 17, Урбино, Италия, 61029
В рубрике Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации DOI10.18688/aa155-7-73
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 672681
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.035(48)2 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В статье рассматриваются и обсуждаются все варианты возможных источников и визуальных заимствований для написания Дж. Рейнолдсом картины «Младенец Геракл, удушающий змей», выполненной им по заказу Екатерины II, ныне хранящейся в Государственном Эрмитаже. Вторая картина, отправленная вместе с нею в Россию, — «Великодушие Сципиона Африканского» — была исполнена художником для светлейшего князя Григория Александровича Потемкина и сегодня экспонируется в Эрмитаже в том же зале. В отличие от хорошо известной истории заказа обеих картин, их искусствоведческий анализ в процессе поиска визуальных источников и одного, и другого произведения представляет собой совершенно оригинальное исследование. Выбор темы для картины, заказанной русской императрицей, был предоставлен художнику. Автор статьи касается политической подоплеки выбранного мифологического сюжета для этого заказа, указывая на мягкую аналогию между силой будущего героя Эллады и формирующейся мощью молодого российского государства. Для воплощения замысла в образах Рейнолдс черпал вдохновение и цитировал как новые живописные произведения и гравюры, так и античные скульптуры и штампы античных монет. К числу последних относятся, например, монеты Каракаллы, а среди скульптур наиболее известна античная статуя «Младенец Геракл», с 1589 г. экспонировавшаяся в Галерее Уффици и виденная художником в 1752 г. Визуальные заимствования Рейнолдса для екатерининского заказа не столь очевидны, как в его более ранних работах, однако автор уверенно указывает на произведения Аннибале Карраччи, Алессандро Альгарди, Эрколе Феррата, Питера ван дер Верффа и др. Особого внимания заслуживает политическая сатира Томаса Роулендсона, которая, без сомнения, также была
известна Рейнолдсу.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Перини Фолезани Дж. Сэр Джошуа Рейнолдс и античное искусство: заметки о живописи на мифологические сюжеты на примере картины «Младенец Геракл, удушающий змей», написанной по заказу Екатерины II // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 672–681. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-73
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • Albertolli F. Fregi trovati negli scavi del Foro Traiano con altri esistenti in Roma ed in diverse città d’Italia. Milano, Bettoni Publ., 1824. 2 p. l., 23 [i.e. 25] pl. (in Italian).
  • Albertolli G. I repertori di ornato. Cinisello Balsamo, Silvana Publ., 2002. 128 p (in Italian).
  • Albertolli G. Ornamenti diversi inventati, disegnati ed ornati. Milano, G. Albertolli Publ., 1782. 24 p. (in Italian).
  • Andreae B.; Anger K.; Granino M. G., et al. Museo Pio Clementino. Cortile ottagono Bildkatalog der Skulpturen des Vatikanischen Museums, vol. 2. Berlin — New York, Walter de Gruyter Publ., 1998, 422 p. (in German).
  • Asleson R. (ed.) A Passion for Performance, Sarah Siddons and her Portraitists. Los Angeles, The J. Paul Getty Museum Publ., 1999. 144 p.
  • Bieber M. Ancient Copies — Contributions to the History of Greek and Roman Art. New York, New York Press Publ., 1977. 362, xliv p.
  • Bober Ph. P.; Rubinstein R. O. Renaissance Artists and Antique Sculpture — A Handbook of Sources. London, Brepols Publ. 581 p.
  • Clark G. The Later Stuarts, 1660–1714. Oxford, Clarendon Press Publ., 1955. 479 p.
  • Clifford T.; Griffiths A.; Royalton-Kisch M. Gainsborough and Reynolds in the British Museum. London, The British Museum Publ., 1978. 92 p.
  • Colle E.; Mazzocca F. Il trionfo dell’ornato — Giocondo Albertolli (1742–1839). Cinisello Balsamo, Silvana Publ., 2005. 253 p. (in Italian).
  • Dukelskaya L. A.; Renne E. P. The Hermitage Catalogue of Western European Painting. British Painting, Sixteenth to Nineteenth Centuries. Moscow — and Florence, Giunti Publ., 1990. 550 p.
  • Furtwängler A. Die Antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum, 2 vols. Amsterdam — Osnabrück, Hakkert Verlag Publ., 1964–1965 (in German).
  • Grego J. Rowlandson the Caricaturist — A Selection of His Works, with Anecdotes, Descriptions of his Famous Caricatures and a Sketch of His Time, Life and Contemporaries. London, J. W. Bouton Publ., 1880. 414 p.
  • Guthrie Ν. The Material Culture of the Jacobites. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2013. 284 p.
  • Hallett M. Reynolds — Portraiture in Action. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2014. 488 p.
  • Haskell F.; Penny N. Taste and the Antique — The Lure of Classical Sculpture, 1500–1900. New Haven — London, Yale University Press Publ., 1982. 376 p.
  • Herrmann H. J. Pier Jacopo Alari Bonacolsi genannt Antico. Jahrbuch des Kunsthistorischen Sammlungen der Allerhöchsten Kaiserhauses, 1909–1910, no. 28, pp. 210–288 (in German).
  • Herrmann L. The Drawings of Sir Joshua Reynolds in the Herschel Album. The Burlington Magazine, 1968, vol. CX, no. 789, pp. 650–658.
  • Ingamells J.; Edgcumbe J. (eds.). The Letters of Sir Joshua Reynolds. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2000. 290 p.
  • Kurz O. Huius nympha Loci. The Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1953, vol. 16, pp. 171–177.
  • Leslie C. R.; Taylor T. Life and Times of Sir Joshua Reynolds, 2 vols. London, Murray Publ., 1865.
  • Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Zürich — München, Artemis Verlag Publ., 1981–1999.
  • Loubat J. F. The Medallic History of the United States of America. 1776–1876. New York, J. F. Loubat Publ., 1878. 380 p.
  • Major E. Madam Britannia: Women, Church and Nation, 1712–1812. Oxford, Oxford University Press Publ., 2012. 384 p.
  • Mannings D. Sir Joshua Reynolds — A Complete catalogue of his Paintings. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2000, 1264 p.
  • Mansuelli G. A. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Rome, Istituto Poligrafico dello Stato Publ., 1958, pp. 96– 97 (in Italian).
  • McPhee C. C. (ed.). Infinite Jest: Caricature and Satire, from Leonardo to Levine. New York, Metropolitan Museum of Art Publ., 2011. 224 p.
  • Mead R. A Mechanical Account of Poisons in Several Essays. London, J. Brindley Publ., 1745. 319 p.
  • Merriman M. P. Giuseppe Maria Crespi. Milan, Rizzoli Publ., 1980. 576 p.
  • Millar O. Zoffany and his Tribuna. London — New York, The Paul Mellon Foundation for British Art, Routledge and Kegan Paul and Pantheon Books Publ., 1966. 48 p.
  • Müller A. Framing Childhood in Eighteenth-Century English Periodicals and Prints, 1689–1789. Farnham, Ashgate Publ., 2009. 276 p.
  • Newman J. ‘Reynolds and Hone: “The Conjuror” Unmasked’. Reynolds, exhibition catalogue, Royal Academy of Arts. London, Weidenfeld and Nicolson Publ., 1986, pp. 344–354.
  • Northcote J. The Life of Sir Joshua Reynolds. London, Henry Colburn Publ., 1818. 371 p.
  • Olson L. C. Benjamin Franklin’s Vision of American Community. A Study in Rhetorical Iconology. Columbia, University of South Carolina Press Publ., 2004. 300 p.
  • Penny N. (ed.). Reynolds, exhibition catalogue, Royal Academy of Arts. London, Weidenfeld and Nicolson Publ., 1986. 408 p.
  • Perini Folesani G. Sir Joshua Reynolds in Italia (1750–1752): passaggio in Toscana: il taccuino 201 a 10 del British Museum. Florence, Olschki Publ., 2012. 512 p. (in Italian).
  • Postle M. Sir Joshua Reynolds — the Subject Pictures. Cambridge, Cambridge University Press Publ, 1995. 396 p.
  • Reynolds J. Discourses. New Haven — London, Yale University Press Publ., 1981. 384 p.
  • Ricci G. Architettura in fiore. Reviving the Renaissance — the Use and Abuse of the Past in Nineteenth-Century Art and Italian Art and Decoration. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1997, pp. 63–94.
  • Schiff G. Henry Fuseli 1741–1825. London, Tate Gallery Publ., 1975. 144 p.
  • Smiles S. (ed.). Sir Joshua Reynolds — the Acquisition of Genius. Bristol, Sansom & Co Publ., 2009. 208 p.
  • Spinola G. Il Museo Pio Clementino, vol. 3. Cittа del Vaticano, Musei Vaticani Publ., 2004. 488 p. (in Italian).
  • Stuart Poole R. A Catalogue of the Greek Coins in the British Museum. Italy. London, Longmans Publ., 1873. 432 p.
  • Waldstreicher D. A Companion to Benjamin Franklin. Chichester, Oxford — Malden, Wiley-Blackwell Publ., 2011. 543 p.
  • Webster M. Johann Zoffany. New Haven — London, Yale University Press Publ., 2011. 416 p.
  • Wendorf R. Sir Joshua Reynolds — the Painter in Society. Cambridge, Mass., Harvard University Press Publ., 1996. 323 p.
  • Whittingham C. P., et al. Dictionary of Polite Literature, or, Fabulous History of the Heathen Gods and Illustrious Heroes, 2 vols. London, Scatcherd and Letterman Publ., 1804 (unpaginated).
  • Williams B. The Whig Supremacy. 1714–1760. Oxford, Clarendon Press Publ., 1965. 464 p.
  • Wills G. Washington’s Citizen Virtue: Greenough and Houdon, Critical Inquiry, 1984, no. 10, vol. 3, p. 420–441.
  • Wright C. Poussin. Paintings. A Catalogue Raisonné. London, Alpine Fine Arts Publ., 1984. 304 p.