Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-54
Заголовок |
Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга |
Автор |
Фролова (Михайлова) Л. В. |
email |
mila_grafik@mail.ru |
Сведения об авторе |
Фролова (Михайлова) Людмила Валерьевна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034 |
В рубрике |
Искусство античного мира в зеркале Ренессанса |
DOI | 10.18688/aa155-5-54 |
Год |
2015 |
Номер сборника |
5 |
Страницы |
492–501 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.034(430) |
Индекс ББК |
85.03 |
Аннотация |
Роль античных сюжетов, образов и форм в официальном искусстве, создававшемся по заказу императора Максимилиана I Габсбурга, — актуальный вопрос, не освещавшийся ранее в научной литературе. Масштабные художественные комплексы: гробница Максимилиана (1511–1563, Инсбрук, Хофкирхе), гравюры «Триумфальной арки» (1515) и «Триумфальной процессии» (1516–1519), иллюстрации к роману «Вайсскуниг» (ок. 1512–1519) несут на себе отпечаток античной традиции. В художественных заказах Максимилиана I отражены различные грани античной культуры. Большое значение для императора имели античная героика и античное христианство. Некоторые исторические и мифологические персонажи играли особую роль в официальном искусстве императора. Среди них — римские императоры, Аполлон, музы, сатиры. Гуманисты, авторы программ для произведений императорской пропаганды, видели в античности источник образованности и родину искусства. Для художников памятники античного, а также итальянского искусства, воспринимавшегося как подлинно античное, служили набором образцов. Кроме того, А. Дюрер и некоторые мастера его круга стремились воссоздать античную теорию пропорций человеческой фигуры. Эти поиски отразились и в работах, созданных по заказу Максимилиана I. В качестве источников античных мотивов в официальном искусстве Максимилиана I использовались древнеримские и итальянские монеты, медали и гравюры конца XV в. Среди них выявлены некоторые конкретные изображения, вероятно, служившие образцами для немецких мастеров из окружения Максимилиана I.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Фролова (Михайлова) Л. В. Рецепция античных сюжетов и форм в художественных заказах императора Максимилиана I Габсбурга // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 492–501. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-54
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Брагина Л. М. Эразм Роттердамский о роли итальянских гуманистов в европейской культуре // Долгое Средневековье. – М.: Кучково поле, 2011. – C. 107–115.
- Дмитриева М. Э. Античность в восприятии немецких гуманистов и творчестве А. Дюрера // Проблемы истории докапиталистических формаций. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – C. 137–150.
- Дмитриева М. Э. Античные образы и сюжеты в искусстве Немецкого Возрождения // Проблемы истории античности и средних веков. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – C. 158–174.
- Доронин А. В. Миф и национальная история в культуре Возрождения в Германии // Миф в культуре Возрождения. – М.: Наука, 2003. – C. 198–209.
- Евсевий Кесарийский. Церковная история. VI. 34. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/6_34 (дата обращения: 24.02.2015).
- Ковалев В. А. Истина мифа власти: континуитет и дисконтинуитет в аккламационных процессиях английских монархов конца XIV – начала XVII века // Королевский двор в Англии XV–XVII веков. Труды СПбГУ, Т. 7. – СПб: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2011. – C. 295–365.
- Либман М. Я. К иконографии «Нимфы источника» Лукаса Кранаха Старшего // Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. – М.: Советский художник, 1991. – С. 149–152.
- Панофский Э. Альбрехт Дюрер и классическая античность // Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. В. В. Симонова. – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. – C. 273– 332.
- Цельтис К. Стихотворения. – М.: Наука, 1990. – 402 с.
- Henig M. “Et in Arcadia Ego”: Satyrs and Maenads in the Ancient World and Beyond // Studies in the History of Art. – 1997. – Vol. 54. – P. 22–31.
- Horn Ch. M. Doctor Conrad Peutingers Beziehungen zu Kaiser Maximilian I. (Unveröffentlichte Dissertation). – Graz, 1977. –192 S.
- Kaulbach H.-M. Neues vom Weisskunig. Geschichte und Selbstdarstellung Kaiser Maximilian I in Holzschnitten. – Stuttgart: Graphische Sammlung Staatgalerie Stuttgart, 1994. – 18 S.
- Koreny F. “Ottoprecht Fürscht” eine unbekannte Zeichnung von Albrecht Dьrer. Kaiser Maximilian I. und sein Grabmal in der Hofkirche zu Innsbruck // Jahrbuch der Berliner Museen. – 1989. – Bd. 31. – P. 127–148.
- Leidinger G. Albrecht Dürer und die “Hypnerotomachia Poliphili”. – München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1929. – 36 S.
- Michel E. Triumphzug Kaiser Maximilians I // Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. – München — London — New York: Prestel, 2013. – S. 268–273.
- Müller M. F., Röver-Kann A. Künstler und Kaiser. Albrecht Dürer und Kaiser Maximilian I. Der Triumph des römischdeutschen Kaiserhofes. Ausstellungskatalog Kunsthalle Bremen (25.11.2003–18.01.2004). – Bremen: Werbedruck Bremen H. M. Hauschild, 2003. – 112 S.
- Polleroß F. Tradition und Innovation. Kaiser Maximilian I im Porträt // Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. – München — London — New York: Prestel, 2013. – S. 101–115.
- Silver L. Marketing Maximilian. The Virtual Ideology of a Holy Roman Emperor. — Princeton — Oxford: Princeton University Press, 2008. – 304 p.
- Wood Ch. S. Maximilian I as Archeologist // Renaissance Quarterly. – 2005. – Vol. 58. – No. 4. – P. 1128–1174.
- Warburg A. M. Heidnisch-antike Weissagung in Wort und Bild zu Luthers Zeiten. – Heidelberg: Winter, 1920. – 102 S.
|