Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-53
Заголовок Образы античных городов и «пейзажи катастроф» в западноевропейском искусстве XVI века
Автор email claver@mail.ru
Сведения об авторе Костыря Максим Алексеевич — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
В рубрике Искусство античного мира в зеркале Ренессанса DOI10.18688/aa155-5-53
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 484491
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 75.046, 7.034 Индекс ББК 85.14
Аннотация

В статье исследуется проблема появления и развития в XVI в. жанра «пейзажа катастроф» с точки зрения изображенных в нем античных городов. Такие пейзажи были широко распространены в западноевропейском искусстве. Впервые образ горящего города использовал Босх при изображении Ада. В Италии этот образ связывался с конкретным историческим или мифологическим событием — обычно изображались пожары Трои и Рима.
Популярность жанра была обусловлена прежде всего тремя факторами. Во-первых, значительное влияние оказала историческая ситуация XVI в., когда многие города как Италии, так и Северной Европы подверглись разрушению. Во-вторых, неисчерпаемым источником таких сюжетов служила классическая литература. Красочные описания катастроф в произведениях античных историков и поэтов легли в основу живописных и графических работ ренессансных мастеров. В-третьих, в рамках данной темы могли получить новое воплощение понятия «варьета» и «террибилита», связанные с именами Леонардо и Микеланджело. Правда, речь идет о дальних отзвуках этих понятий, которые эволюционировали в сторону внешней декоративности и театральных эффектов.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Костыря М. А. Образы античных городов и «пейзажи катастроф» в западноевропейском искусстве XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 484–491. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-53
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990. – 415 с.
  • Бялостоцкий Я. Проблема маньеризма и нидерландская пейзажная живопись // Советское искусствознание’22. – М.: Советский художник, 1987. – С. 168–182.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с ит. А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского под ред. А. Г. Габричевского. В 5 тт. – Т. 3. – М.: Искусство, 1970. – 828 с.
  • Климан Ю., Рольман М. Монументальная живопись эпохи Ренессанса и маньеризма в Италии. 1510–1600 / Пер. с нем. О. Беляковой, С. Огурцовой, К. Шарр. – М.: Белый город, 2004. – 495 с.
  • Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 400 с.
  • Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.
  • Садков В. А. Фламандская пейзажная живопись второй половины XVI – первой четверти XVII века. Автореферат дисс. к. иск. – М., 1981. – 24 с.
  • Gombrich E. H. Renaissance Artistic Theory and the Development of Landscape Painting // Gazette des Beaux Arts. – 1953. – XLI – Р. 335–360.
  • Italia al chiaro di luna/Italy by Moonlight. The Night in Italian Painting 1550–850. Exh. Cat. Ashmolean Museum, Oxford. – Oxford: Ashmolean Museum, 1990. – 185 p.
  • Langmuir E. Arma Virumque... Nicolò dell’Abate’s Aeneid gabinetto for Scandiano // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1976. – Vol. 39. – P. 151–170.
  • Lomazzo G. P. Trattato dell’arte de la pittura. – Milano: Paolo Gottardo Pontio, 1584. – 702 р.
  • Renaissance Venice and the North: Crosscurrents in the Time of Dürer, Bellini and Titian // Exh. Cat. Palazzo Grassi, Venice. B. Aikema; B. L. Brown. – London: Thames & Hudson, 1999. – 704 p.
  • Sebastiano Serlio on Architecture / V. Hart, P. Hicks (transl.). – New Haven & London: Yale University Press, 1996. – Vol. 1. – 484 p.
  • Slatkes L. J. Hieronymus Bosch and Italy // Art Bulletin. – 1975. – LVII – P. 335–345.
  • Trattati d’arte del cinquecento fra manierismo e controriforma / A cura di P. Barocchi. – Bari: Laterza, 1960. – Vol. 1. – 699 p.