Заголовок | Шарлатанство в нидерландском искусстве конца XV – первой половины XVI века: античные реминисценции в ренессансной иконографии обмана | ||||||||
Автор | Ковбасюк С. А. | stephanie_rom@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Ковбасюк Стефания Андреевна — аспирантка. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Владимирская ул., 60, Киев, Украина, 01033 | ||||||||
В рубрике | Искусство античного мира в зеркале Ренессанса | DOI | 10.18688/aa155-5-52 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 475–483 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.034(492) | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Сложение и развитие иконографии шарлатанства — одна из интереснейших проблем в изучении нидерландского искусства эпохи Ренессанса. Среди наиболее популярных образов шарлатанов значительное место занимает хирург-шарлатан. Иконографические детали, навеянные как нарративными источниками, так, несомненно, и реальными практиками шарлатанства XVI в., художники дополняют символами Глупости — «камнями глупости» на лбах пациентов, перевернутой воронкой на голове шарлатана, разбитым яйцом, в котором «сидит дурак», перевязью шута на груди ведьмы-шарлатанки и т. д. Помимо шарлатана-хирурга в нидерландском искусстве существовал и другой образ — «зубодера», имевший иконографию, схожую с «извлечением камня глупости». Однако контекст этого образа не ограничивался сатирико-морализаторскими репрезентациями, но использовался в религиозной риторике. Соединение античной и гуманистической литературной традиции с нидерландской популярной культурой привело к созданию в ренессансном искусстве многогранного, как свидетельствует иконография, образа шарлатана, бывшего одновременно и обманщиком, заслуживающим виселицы, и дураком, переоценивающим свои медицинские способности, и в то же время шутом, высмеивающим пороки и глупость современного ему общества. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Ковбасюк С. А. Шарлатанство в нидерландском искусстве конца XV – первой половины XVI века: античные реминисценции в ренессансной иконографии обмана // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 475–483. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-52 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|