Заголовок | Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса | ||||||||
Автор | Ефимова Е. А. | ||||||||
Сведения об авторе | Ефимова Елена Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Ломоносовский пр. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119992 | ||||||||
В рубрике | Искусство античного мира в зеркале Ренессанса | DOI | 10.18688/aa155-5-48 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 442–450 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.047.(21-21) | Индекс ББК | 85.14 | ||||
Аннотация |
Статья посвящена исследованию проблемы восприятия античных архитектурных памятников в художественной культуре Ренессанса. Автор рассматривает любопытный феномен — существование и достаточно широкое бытование в архитектурном рисунке и гравюре этой эпохи, наряду с изображением подлинных римских древностей, мнимых памятников и «псевдоантичных» фантазий, запечатленных в группе изображений, условно называемой Roma antica. Констатируется их длительное распространение и последовательная эволюция на протяжении столетия с конца XV до конца XVI в. как в Италии, так и за ее пределами, воздействие на различные виды изобразительного искусства: живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Анализируются различные версии происхождения этих фантазий, их связь как с гуманистической литературно-философской традицией, так и с профессиональной ремесленной практикой. Рассматривается вероятность отражения в них мотивов подлинной древнеримской живописи I в. н. э. и реального археологического опыта ренессансных художников, оценивается влияние, которое они оказали на формирование таких жанров, как архитектурный пейзаж с руинами, гротескный декор, архитектура малых форм в садово-парковом искусстве, — а также на развитие теоретических взглядов и конкретных проектов ренессансных архитекторов. В результате напрашивается вывод о том, что сосуществование в представлении Ренессанса двух пластов восприятия античности: с одной стороны — точной фиксации подлинных археологических памятников, а с другой — их вымышленных произвольных реконструкций, основанных на творческом перевоплощении исторического и художественного опыта, — раскрывает важную специфическую особенность мышления эпохи. Античность составляла в то время не отдаленный абстрактный идеал и не объект научных исследований, а живую актуальную материю, находящуюся в постоянном диалоге с современным художественным процессом. Осознание исторической дистанции между разными эпохами не означало разрыва между ними — античность продолжала «воссоздаваться» и домысливаться в соответствии с собственными творческими задачами. В этом творческом отношении к античности — отличие Ренессанса от всех последующих культур. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Ефимова Е. А. Архитектурные фантазии на тему античности в рисунке эпохи Ренессанса // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 442–450. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-5-48 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|