Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-64
Заголовок Скульптурные портреты à l’antique: к проблеме иконографических определений
Автор email kappol@mail.ru
Сведения об авторе Карпова Елена Вениаминовна — кандидат искусствоведения, заведующая сектором скульптуры XVIII – начала XX века. Государственный Русский музей, ул. Инженерная, 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация. 191186
В рубрике Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-64
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 590596
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 73.03 Индекс ББК 85.13
Аннотация

Эпоха классицизма, как известно, принесла характерную антикизацию изображаемых лиц. Уходят в прошлое мундиры и ордена, по которым можно достаточно точно установить время исполнения того или иного портрета, национальность и социальное положение модели. Музейная практика показывает, что в ходе изучения портрета à l’antique решающее значение приобретает один из аспектов исследования, например выявление его provenance, который ранее не был известен. Так, в ходе атрибуции «Портрета неизвестного» работы Йозефа Кирхмайера (1818, Русский музей), происходящего из коллекции Лейхтенбергских, было установлено, что он изображает принца Евгения Богарне (1781–1824), первого герцога Лейхтенбергского.
Дополнительной сложностью является скудость сведений об авторах портретов. Примером является атрибуция «Портрета военного» работы итальянского скульптора Джулио Кравари (1825, ГЭ). В подобных случаях особое значение приобретают иконографические исследования, в процессе которых выяснилось, что в мраморном бюсте представлен граф Павел Андреевич Шувалов (1776–1823).
Решение дилеммы «похож — не похож» зачастую может привести к субъективным выводам, между тем именно скульптура с ее трехмерностью и возможностью увидеть запечатленное лицо в разных ракурсах позволяет получить наиболее полное представление о внешности портретированного. Это помогает отказаться от неверных, но ставших уже традиционными атрибуций, что и произошло с так называемым «Портретом Николая I» работы польского скульптора Томаша-Оскара Сосновского (Национальный музей Варшавы). В новом определении этого бюста, изображающего графа Федора Федоровича Берга (1794–1874), немаловажную роль сыграли архивные изыскания.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Карпова Е. В. Скульптурные портреты à l’antique: к проблеме иконографических определений // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 590–596. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-64
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Государственный Русский музей. Скульптура. XVIII – начала XX века: каталог / Г. М. Преснов, Л. В. Фадеева – Л.: Искусство, 1988. – 320 с.
  • Карпова Е. В. Неизвестный бюст графа П. А. Шувалова // Художественный вестник. – 2009. – № 3. – С. 44–48.
  • Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII – начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции. – СПб.: Искусство-СПб., 2009. – 608 c.
  • Михайловский-Данилевский А. И. Мемуары: 1814–1815. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2001. – 400 с.
  • Преснов Г. М. Государственный Русский музей. Скульптура. Путеводитель. – Л.-М.: Искусство, 1940. – 116 с.
  • Kaczmarzyk D. Rzeźba polska od XVI do początku XX wieku. Katalog zbiorów. –Warszawa: Muzeum Narodowe w Warszawie, 1973. – 151 p.
  • Lameńki L. Tomasz Oscar Sosnowski, 1810–1886, rzeźbiarz polski w Rzymie. – Lublin: KUL, 1997. – 339 p.
  • Mikocka-Rachubowa K. Rzeźba polska XIX wieku. Od klasycyzmu do symbolizmu. Katalog zbiorów. – Warszawa: Muzeum Narodowe w Warszawie, 1993. – 150 p.
  • Panzetta A. Nuovo Dizionario degli scultori italiani dell’Ottocento e del primo Novecento: in 2 vols. – Torino: Ad Arte, 2003. – Vol. 1 (A–L). – 548 p.
  • Schaden A. von. Artistisches München im Jahre 1835. – München: G. Fleischmann, 1836. – 188 S.