Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-62
Заголовок |
Античные мотивы в семейной тематике портретной живописи России второй половины XVIII — начала XIX века |
Автор |
Колмогорова Е. Е. |
email |
katherine2409@mail.ru |
Сведения об авторе |
Колмогорова Екатерина Евгеньевна – аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ломоносовский проспект, 27–4, ГСП–1, Москва, Россия, 119991 |
В рубрике |
Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции |
DOI | 10.18688/aa155-6-62 |
Год |
2015 |
Номер сборника |
5 |
Страницы |
574–580 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.041.5-055.5/.7(470)»1750/1850» |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
Статья посвящена отражению античных мотивов в семейной тематике портретной живописи России второй половины XVIII – начала XIX в. Мотивы всеобщей доброжелательности, почитания предков, любви к близким в литературе и живописи указанного периода, в частности в произведениях сентиментализма, объединились в широкое понятие «счастливая семья». Образы всей семьи, а также матери и ребенка или благодетельной супруги на портретах этого периода были подкреплены аллегорическим окружением с использованием известных в античности символов плодородия, домашнего очага, верности. Необходимость изобразить отсутствующего, безвременно ушедшего родственника или возлюбленного в образе возвышенного кумира также служила поводом для обращения к античным традициям, которые подразумевались в бюстах, скульптурных медальонах, камеях. «Античное» как образец естественного проявляется и на уровне нарядов, аксессуаров. Таким образом, можно говорить о проникновении античных мотивов в образный мир русского портрета семейной тематики второй половины XVIII – начала XIX в. на композиционном, сюжетном, стилевом и символическом уровнях. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Колмогорова Е. Е. Античные мотивы в семейной тематике портретной живописи России второй половины XVIII — начала XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 574–580. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-62
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Алленов М. М. Образы античности в русской живописи // Античность в Европейской живописи XV – начала XX века. – М.: Советский художник, 1984. – С. 24–32.
- Античность как тип культуры / АН СССР; отв. ред. А. Ф. Лосев. – М.: Наука, 1988 – 335 с.
- Вайнштейн О. Б. Денди. Мода, культура, стиль жизни. – М.: НЛО, 2005. – 640 с.
- Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В. А. Западова. – М.: Правда, 1983. – 224 с.
- Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки. 850-летию Москвы посвящается / Под ред. Л. И. Иовлевой. – М.: Третьяковская галерея, 1997 – 191 с.
- Живов В. М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII–XVIII веков // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – С. 467–472.
- Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., пер. с нем., вступ. ст. К. В. Малиновского: в 2-х тт. – М.: Искусство, 1990. – Т. 2. – 248 с.
- Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 306 с.
- Зримый образ и скрытый смысл: аллегории и эмблематики в живописи Фландрии и Голландии второй половины XVI – XVII в.: каталог выставки / Авт. вступ. ст. и кат. В. А. Сладков. – М.: Альфа-Принт, 2004. – 115 с.
- Карев А. А. О взаимодействии слова и изображения в культурном пространстве кружка Державина – Львова // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. – Вып. 11. – 2008. – С. 125–137.
- Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII–XIX веков. – М.: Слово, 2002. – 224 c.
- Кнабе Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. – М.: РГГУ, 2000. – 238 с.
- Кузнецова И. А. Обращение к античности во второй половине VIII века // Античность в европейской живописи XV – начала XX века. – М.: Советский художник, 1984. – С. 18–23.
- Мерзляков А. Ф. Теория изящных искусств // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: в 2 тт. – М.: Искусство, 1974. – Т. 1. – С. 73–193.
- Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII–XIX вв. // Античность как тип культуры / АН СССР; отв. ред. А. Ф. Лосев. – М.: Наука, 1988. – С. 308–324.
- Сидорова Н. А. Античные мотивы в русской культуре второй половины XVIII века: дис. ... к. культуролог. н. – СПб., 1997. – 137 с.
|