Заголовок | Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана | ||||||||
Автор | Микаелян Л. Ш. | mikalil@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Микаелян Лилит Шаваршовна — преподаватель. Ереванский государственный университет, ул. Алекса Манукяна, 1, Ереван, Республика Армения, 0025 | ||||||||
В рубрике | Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами | DOI | 10.18688/aa155-2-22 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 220–229 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.04, 7.033.1, 7.032(355) | Индекс ББК | 85.13; 6 3. 3 (5Арм.) | ||||
Аннотация |
Исследования связей раннесредневекового искусства Армении и Византии в последние годы значительно активизировались. На этом фоне пока еще слабо освещены вопросы культурных взаимоотношений Армении и Сасанидского Ирана, изучение которых является важным условием для воссоздания полноценной картины культурной среды в раннесредневековый период. Важными свидетельствами культурного влияния являются иконографические и стилистические параллели памятников данной эпохи. В статье впервые проводится совместный анализ изображений двух довольно распространенных декоративных мотивов — аканфа и пальметты — в искусстве раннесредневековой Армении и Сасанидского Ирана, а также Византии. В искусстве Армении V–VII вв. эти орнаменты распространены в убранстве церквей и мемориальных памятников. Многочисленные сасанидские образцы аканфа и пальметты III–VII вв., известные в гипсовом декоре и в торевтике, весьма близки армянским образцам. Их сравнительный анализ показывает, что в данных культурах с различной идеологической основой — зороастризмом и христианством, орнамент имел выраженную общность, в отличие от сюжетных изображений, и глубокие античные корни. Часто изображения этих орнаментов настолько обобщенны и схожи, что конкретизация их типа весьма затруднительна. Рассмотрение процесса развития мотива аканфа и пальметты от классических прототипов через более графичные ранневизантийские образцы и до примеров полной их стилизации в средневековой пластике Армении выявляет ряд иконографических и стилистических особенностей, по которым можно с большей уверенностью определить разновидность орнамента. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Микаелян Л. Ш. Мотив аканфа и пальметты в раннесредневековой скульптуре Армении и в искусстве Сасанидского Ирана // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 220–229. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-22 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|