Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-17
Заголовок Византия как христианская античность
Автор email zakharova@inbox.ru
Сведения об авторе Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991. zakharova@inbox.ru Мальцева Светлана Владиславовна — старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. s.maltseva@spbu.ru
В рубрике Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-17
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 176187
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.033.2 Индекс ББК 85.11; 85.14
Аннотация

 Статья посвящена проблеме отношения византийского искусства к античному. С одной стороны, очевидна преемственность одного от другого; с другой стороны, очевидно и отличие или даже отмежевание и противопоставление. На протяжении XX в. ученые по-разному трактовали эту проблему. Авторам статьи наиболее близок подход, рассматривающий все византийское тысячелетие как продолжение жизни античной художественной традиции, одухотворенной христианством. В статье на нескольких конкретных примерах авторы показывают, что на протяжении многих столетий своего существования византийские архитектура и изобразительное искусство продолжали стоять на унаследованной от античности основе. Особое внимание уделено тому, как именно использовались и видоизменялись сохранившиеся от античности архитектурные или иконографические типы, стилистические приемы, постепенно перестроившиеся в новую художественную систему, адекватную для воплощения нового содержания. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А. В., Мальцева С. В. Византия как христианская античность // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 176–187. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-17
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. Исследования в области истории ранневизантийского искусства. – СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1900. – 229 с.
  • Брунов Н. И. К вопросу о некоторых связях русской архитектуры с зодчеством южных славян // Архитектурное наследство. Вып. 2. – М., 1952. – С. 3–42.
  • Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой; ред. и сост. А. С. Преображенский. – М.: Индрик, 2001. – 160 с.
  • Кацнельсон Р. А. К вопросу о взаимоотношениях архитектуры восточных и южных славян и Византии // Византийский временник. – Т. 12. – 1957. – С. 242–262.
  • Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. – М.: Наука, 1987. – 319 с.
  • Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии: сб. статей. – М.: Наука, 1978. – С. 45–62.
  • Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя – М.: Индрик, 2006. – 424 с.
  • Кораћ В., Шупут М. Архитектура византиjског света. ‒ Београд, 2005. ‒ 425 с.
  • Кораћ В. Jеднобродна црква са куполом у византиjскоj архитектури XI и XII века // Између Византиjе и Запада. Одабране студиjе о архитектури. – Београд, 1987. – С. 77–85.
  • Кораћ В. Архитектура раног средњег века у Дукљи и Зети. Программ простора и порекло облика // Између Византиjе и Запада. Одабране студиjе о архитектури. – Београд: Просвета, 1987. – С. 21–32.
  • Кораћ В. О природи обнове и правцима развитка архитектуре у раном средњем веку у источним и западним областима Југославије // Између Византиjе и Запада. Одабране студиjе о архитектури. – Београд: Просвета, 1987. – С. 9–18.
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. – Т. 1. – 331 с.
  • Лазарев В. Н. Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века // Ежегодник Института истории искусств. Архитектура и живопись. М., – 1958. – №. 83. – С. 233–278.
  • Мальцева С. Некоторые проблемы изучения однонефных купольных построек на примере средневековой сербской архитектуры // Seminarium Bulkinianum: К 75-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. СПб.: Каламос – 2012. – Т. III. – С. 42–57.
  • Мальцева С. В. Балканские влияния или параллели в древнерусской архитектуре? // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. научных статей. – СПб, 2012. – T.  I. – С. 137–144.
  • Огнев Б. А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества // Архитектурное наследство. № 12. – М., 1960. – С. 45–62.
  • Оустерхаут Р. Византийские строители. – Киев – М.: Корвин-Пресс, 2005. – 332 с.
  • Попова О. С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV ве- ка. – Милан: La casa di Matriona, 1996. – 109 c.
  • Попова О. С. Аскетическое направление и классические традиции в византийском искусстве VI–XI вв. // Византийский временник. – Т. 70. – 2011. ‒ C. 202–218.
  • Попова О. С. Пути византийского искусства. – М.: Гамма-Пресс, 2013. – 460 с.
  • Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Живопись конца Χ – середины ΧΙ века // История Русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. – М.: Северный паломник, 2007. – С. 179–323.
  • Раппопорт П.А. Внешние влияния и их роль в истории древнерусской архитектуры // Византия и Русь. – М., 1989. – С. 39–145.
  • Суботиħ Г. Архитектура и скулптура средњег века у Приморjу. – Београд: Научно дело, 1963. – 84 с.
  • Ћурчић С. Грачаница: историjа и архитектура. Кн. 1. – Београд – Приштина: Просвета – Jeдинство, 1988. – 278 с.
  • Belting H. Problemi vecchi e nuovi sull’arte della cosidetta “Rinascenza Macedone” a Bisanzio // Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. – 1982. – Vol. 29. – P. 31–57.
  • Buchtal H. The Miniatures of the Paris Psalter. A Study in Middle Byzantine Painting. – London: The Warburg Institute, 1938. – 84 p.
  • Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Süleyman the Magnificent (ca 300 – ca 1550). New Haven – London, Yale University Press Publ., 2010. – 913 p.
  • Demus O. Die Enstehung des Paläologenstils in der Malerei // Berichte zum XI. Internazionalen Byzantinischen Kongress. IV. 2. – München: 1958. – S. 1–63.
  • Demus O. L’art byzantin dans le cadre de l’art européen // L’art byzantin, art européen. – Athènes: Ministère de la Présidence du Conseil, 1964. – P. 87–111.
  • Dioklecijan, tetrarhija i Dioklecijanova palača o 1700. obljetnici postojanja. Zbornik radova s međunarodnog simpozija održanog od 18. do 22. rujna 2005. u Splitu / N. Cambi, J. Belamarić, T. Marasović (eds.). – Split: Književni krug, 2009. – 702 s. [88 s. tabl.].
  • Dvořàk M. Katakombenmalereien. Die Anfänge der Christlichen Kunst // Dvořàk M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte. – München: R. Piper, 1924. – S. 3–40.
  • Grabar A. Christian Iconography: A Study of its Origins. – Princeton: Princeton University Press, 1968. – 174 p.
  • Grabar A. L’âge d’or de Justinien, de la mort de Théodose à l’Islam [L’univers des formes, 10]. – Paris: Gallimard, 1966. – 415 p.
  • Grabar A. Le message de l’art byzantin // L’art byzantin, art européen. – Athènes: Ministère de la Présidence du Conseil, 1964. – P. 49–63.
  • Gunjača Z. Kontrafori, lezene i niše u starohrvatskom graditeljstvu // Starohrvatska spomenička baština. Radanje prvog hrvatskog kulturnog pejzaža. Zbornik radova znanstvenog skupa održanog 6–8. listopada 1992. – Zagreb: 1996. – S. 65–74.
  • Ivančević R. Predromanička arhitektura raščlanjena nišama — kontinuitet antike // Starohrvatska spomenička baština - rađanje prvog hrvatskog kulturnog pejzaža: zbornik radova znanstvenog skupa održanog 6–8. listopada 1992 / M. Jurković, T. Lukšić (eds.)‒ Zagreb: Muzejsko-galerijski centar. – 1996. ‒ P. 75–81.
  • Kariye Djami. Studies in the Art of the Kariye Djami ad Its Intellectial Background / О. Demus, P. A. Underwood (eds.). – London: Pantheon books, 1975. – Vol. 4. – 370 p.
  • Kitzinger E. Byzantine Art in the Making: Main Lines of Stylistic Development in Mediterranean Art 3rd–7th Century. – London: Faber and Faber, 1977. – 175 p.
  • Kitzinger E. The Hellenistic Heritage in Byzantine Art // DOP. – 1963. – Vol. 17. – P. 95–115.
  • Kleinbauer W. E. Early Christian and Byzantine Architecture: An Annotated Bibliography and Historiography. – Boston, Mass: Hall Publ., 1992. – 779 p.
  • Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. – New Haven – London: Yale University Press, 1986. – 553 p.
  • Krautheimer R. Introduction to an “Iconography of Mediaeval Architecture” // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1942. – Vol. 5. – P. 1–33.
  • MacDonald W. Design and technology in Hagia Sophia // The MIT Press on behalf of Perspecta. – 1957. – 4 (30). – P. 2–27.
  • Mainstone R.-J. Hagia Sophia. Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Great Church. – New York: Thames and Hudson, 2001. – 288 p.
  • Mango C. Byzantine Architecture. History of World Architecture. – New York: Abrams Publ., 1976. – 383 p.
  • Mango C. Byzantium. The Empire of New Rome. – London: Weidenfeld and Nicholson, 1980. – 33  p.
  • Marasović T. Prilog morfološkoj klasifikaciji ranosrednjovjekovne arhitekture // Prilozi istraživanju starohrvatske arhitekture. – Split: Jugoslavenska akademija znanosti i umjetnosti, Kabinet za urbanizam i arhitekturu, 1978. – 183 p.
  • Marasović T. Byzantine Component in the Dalmatian Architecture from the 11 to the 13 century // Студеница и византиjска уметност око 1200. године: Међународни научни скуп поводом 800 година манастира Студенице и стогодишњице САНУ. Септембар 1986. – Београд: Српска академиja наука и уметности, 1988. – С. 455–462.
  • Marasović T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. – Split – Zagreb: Književni krug, 2011. – 647 s.
  • Marasović T. Regionalizam u ranosrednjovjekovnoj arhitekturi Dalmacije // Starohrvatska prosvjeta, 1984. ‒ No. 14. – S. 135–158.
  • Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. – University Park – London: Pennsylvania State University Press, 1971. – 194 p.
  • Matzulevich L. A. Byzantinische Antike: Studien auf Grund der Silbergefässe der Ermitage. – Berlin, Leipzig: Walter de Gruyter, 1929. – 150 S.
  • Millet G. L’ancient art serbe. Les églises. ‒ Paris, 1919. ‒ 202 р.
  • Millet G. L’école grecque dans l’architecture byzantine. – Paris: E. Leroix, 1916. – 329 p.
  • Ousterhout R. G. Building Medieval Constantinople // Proceedings of the PMR Conference. of Pennsylvania: Departmental Papers (History of Art), University of Pennsylvania. ‒ Vol. 19–20. ‒ 1994–1996. ‒ P. 35–67.
  • Ousterhout R. G. An Apologia for Byzantine Architecture. International Center of Medieval Art // Gesta, 1996. ‒ No. 35 (1). – P. 21–33.
  • Procop. Bauten / O. Veh. (hrsg.) – München: Walter de Gruyter, 1977. – 571 S.
  • Riegl A. Die spätrömische Kunstindustrie nach den Funden in Österreich-Ungarn im Zusammenhange mit der Gesamtentwicklung der Bildenden Künste bei den Mittelmeervölker. – Wien: Österreich. Staatsdruckerei, 1901. – 222 S.
  • Schibille N. Hagia Sophia and the Byzantine Aesthetic Experience. – Farnham: Ashgate Publishing Company, 2014. – 282 p.
  • Sinai. Treasures of the Monastery / K. A. Manafis. (ed.) – Athens: Ekdotike Athenon, 1990. – 400 p.
  • Stevović I. Praevalis. Obrazovanje kulturnog prostora rasnoantičke provincije/praevalis. The Making of Cultural Space of the Late Antique Province. – Podgorica Montenegro: Društvo arheologa Crne Gore the Archaeological Society of Montenegro, 2014. – 200 p.
  • Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. – Wien: Schroll, 1918. – Bd. I–II. – 888 S.
  • Strzygowski J. Orient oder Rom: Beiträge zur Geschichte der spätantiken und früchristlichen Kunst. – Leipzig: Hinrich Verlag, 1901. – 159 S.
  • Strzygowski J. Starohrvatska umetnost. O razvitku starohrvatske umetnosti. Prilog otkriću sjevernoevropske umejetnosti. – Zagreb: Matica Hrvatska, 1927. – 231 S.
  • Weitzmann K. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance // Archäologischer Anzeiger. 1933. – S. 336–360.
  • Weitzmann K. The Character and Intellectual Origins of the Macedonian Renaissance // Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. – Chicago: University of Chicago Press, 1971. – P. 176–223.