Заголовок | К вопросу об аутентичности мозаики «Волчица и Близнецы» из Алдборо в северном Йоркшире | ||||||||
Автор | Ларионов А. И. | larionov.1940@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Ларионов Андрей Иосифович — кандидат искусствоведения, член Союза художников Российской Федерации, профессор. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028 | ||||||||
В рубрике | Классическая древность и мир вокруг Эллады | DOI | 10.18688/aa155-1-12 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 127–136 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.035 | Индекс ББК | 85.14; 63.3(0)32 | ||||
Аннотация |
В статье обсуждается проблема подлинности мозаики «Волчица и Близнецы», обнаруженной в 1842 г. на ферме Лонсдэйла в Бороубридже, вблизи Алдборо в северном Йоркшире. В 1832 г. на той же ферме была обнаружена другая мозаика — «Лев, лежащий под деревом». У специалистов ее подлинность сомнений не вызывает. Хотя размеры и композиция обеих мозаик идентичны, при их сопоставлении возникает ряд вопросов. Г. Э. Смит опубликовал мозаику «Волчица и Близнецы» в дополнительном списке материалов к переизданию «Реликвий Изуриума» 1867 г. лишь спустя двадцать пять лет после ее обнаружения. И только через несколько лет после публикации мозаика была приобретена Литературно-философским обществом Лидса, но вряд ли ее владелец дожил до этого времени. Череда нестыковок привела к тому, что на сегодня подлинность мозаики считается сомнительной. Сомнения усиливает то обстоятельство, что владелец фермы был каменщиком, умевшим обращаться с инструментами, идентичными инструментам мозаичиста. Как профессионал, он мог не только грамотно собрать блоки в единое целое, но и вторгнуться в область деятельности художника-мозаичиста. В отечественной литературе проблема подлинности мозаики обсуждается впервые. Особое внимание в статье уделено терминологии, касающейся инструментария мозаичиста, относительно чего в среде художников и искусствоведов определенности нет. Поскольку вид и функция инструментов не изменились за двадцать три столетия, то, несмотря на различия в терминах, существующих в русском и западноевропейских языках, можно предположить, что в древности применялись термины taglione и tagliolo. Использование унифицированной терминологии в декоративном искусстве имеет давнюю историю и позволяет мастерам из разных стран лучше понимать друг друга. Парный термин «тальон — тальоло» более удобен в работе любой мозаичной мастерской. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Ларионов А. И. К вопросу об аутентичности мозаики «Волчица и Близнецы» из Алдборо в северном Йоркшире // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 127–136. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-12 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|