Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-11
Заголовок Трансформации римского портрета: бюст «Саллюстия» из собрания Государственного Эрмитажа
Автор email aa-trofimova@yandex.ru
Сведения об авторе Трофимова Анна Алексеевна — заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 190000
В рубрике Классическая древность и мир вокруг Эллады DOI10.18688/aa155-1-11
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 119126
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032 (37) Индекс ББК 85.13; 63.3(0)32
Аннотация

Характерный пример древнеримского портрета, который создавался на протяжении нескольких веков, — так называемый «Саллюстий» из собрания Государственного Эрмитажа. Надпись на основании бюста была признана поддельной, голова определялась как работа эпохи раннего Траяна (начало 90-х гг. I в. н. э. или начало II в. н. э.). Однако на фоне известных памятников траяновского времени эрмитажный бюст выделяется крайне необычным стилем. Детальное исследование памятника, предпринятое автором, показывает, что античный оригинал был переработан в стиле республиканского портрета во второй четверти II в. н. э. Особенно глубокой переработке подверглось лицо: скульптор привнес настолько существенные коррективы, что изначальный облик, возможно, изменился до неузнаваемости. Следы античной переработки отличаются от более поздних вмешательств, которые, скорее всего, были выполнены в первой половине XIX в. во время пребывания скульптуры в коллекции Дж.-П. Кампана. Судя по участкам поверхности, сохранившимся от оригинала, изначальный стиль отличался от республиканского «ремейка» монументальностью, простотой и грубоватым схематизмом. В новой редакции скульптор посчитал необходимым акцентировать черты лица, утрируя физиономические особенности и достигнув почти карикатурного эффекта. Резкие черты лица и фанатичный взгляд вполне соответствовали представлению о древнеримском историке Саллюстии, поэтому неудивительно, что в XIX в. для повышения стоимости антика это имя приписали персонажу, изображенному в портрете. 

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Трофимова А. А. Трансформации римского портрета: бюст «Саллюстия» из собрания Государственного Эрмитажа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 119–126. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-11
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вальдгауер О.Ф. Античная скульптура. – Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1923. – 172 с.
  • Вальдгауер О.Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. – Пг.: Брокгауз и Ефрон, 1923. ‒ 111 с.
  • Вальдгауер О.Ф. Этюды по истории античного портрета. – Л: ОГИЗ–ИЗОГИЗ, 1938. – 294 с.
  • Кизерицкий Г.Е. Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. – СПб.: Тип. А. Бенке, 1901. – 184 с.
  • Ушакова Т.В. Римская портретная скульптура траяновского времени по эрмитажным памятникам // Античный портрет. Сб. ст., посвящ. О. Ф. Вальдгауеру. – Л.: Academia, 1929. – С. 57–87.
  • Bergmann M. Rez. Poulsen: Les portraits romains. II: De Vespasien а la Basse-Antiquité. 1: Texte. 2:  Planches (1974) // Gnomon. Kritische Zeitschrift für die gesamte klassische Altertumswissenschaft, 53. – München: Verlag C. H. Beck, 1981. – P. 176–190.
  • Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. – Stuttgart: W. Spemann, 1882–1894. – Bd. I–II. – 420 S.
  • D’Escamps H. Description des marbres antiquies du Musée Campana а Rome. – Paris: Typogr. de H. Plon, 1856. – 112 p.
  • Daltrop G. Die stadtrömischen männlichen Privatbildnisse Trajanischer und Hadrianischer Zeit. – Münster: Sebstverlag, 1958. – 131 S.
  • Dessau H. Inscriptiones Latinae selectae. – Berlin: Weidmann, 1954. – Vol. I. 2 ed. – 580 p.
  • Feletti B. M. Maj. Museo Nazionale Romano: I Ritratti. – Roma: Libreria dello Stato, 1953. – 178 p.
  • Fittschen K., Zanker P., Cain P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom. Band II, Die männlichen PrivatporträtsBerlin. – New York: W. de Gruyter, 2010. – 252 S., 254 Taf.
  • Gasparri C. Le Sculture Farnese – II: I ritratti. – Milano: Electa, 2009. – 354 p.
  • Goette H. R. Das Bildnis des Marcus Vilonius Varro in Kopenhagen: zu den Basen von Portraitbüsten und zum Realismus flavisch-traianischer Bildnisse // Boreas. Münstersche Beiträge zur Archäologie 7. – Münster, 1984. – S. 89–104.
  • Gross W. H. Bildnisse Trajans. Das römische Herrscherbild. – Berlin: Mann, 1940. – Abt. 2. Bd. 2. – 141 p.
  • Johansen F. Catalogue of Roman Portraits, Ny Carlsberg Glyptotek. Part II. – Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995. – 300 p.
  • Jucker H. Das Bildnis in Blättenkelch. Geschichte und Bedeutung einer römische Porträtform. – Olten: Urs Graf-Verlag, 1961. – 228 p.
  • Kaschnitz von Weinberg G. Römische Bildnisse. Ausgewählte Schriften. Bd. II. / H. von Heintze, G. Kleiner (hrsgg.). – Berlin: Mann, 1965. – 138 p.
  • Museo Nazionale Romano. Le Sculture / A cura di Antonio Giuliano. I, 9. Magazzini. I Ritratti. Parte I–II. – Roma: De Luca Editore, 1987–1988. – 468 p.
  • Neue Beiträge zur Klassischen Altertumswissenschaft. Festschrift zum 60. Geburtstag von B. Schweitzer / R. Lullies (ed.). – Stuttgart: Kohlhammer, 1954. – 419 p.
  • Poulsen V. Les Portraits Romains. – Kopenhagen: Ejnar Munksgaard, 1962. – Vol. I. –148 p.
  • Poulsen V. Les Portrait Romains. – Kopenhagen: Ejnar Munksgaard, 1974. – Vol. II. – 220 p.
  • Schefold K. Die Bildnisse der antiken Dichter, Reder und Denker. – Basel: B. Schwabe & Co., 1997. – 599 p.
  • Schröder St. F. Katalog der antiken Skulpturen des Museo del Prado in Madrid 1. Die Porträts. – Madrid: Verlag Phillip von Zabern in Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1993. – 310 S.
  • Toynbee J. M. C. Roman Historical Portraits. – London: Thames and Hudson, 1978. – 208 p.
  • Vostchinina A. Le Portrait Romain. Musée de L’Ermitage. – Léningrad: Éditions D‘Art Aurore, 1974. – 213 p.