Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-5
Заголовок |
Полихромия или тетрахромия? цвет в греческой живописи V–IV веков до нашей эры |
Автор |
Дружинина Е. А. |
email |
k.druzhinina@rambler.ru |
Сведения об авторе |
Дружинина Екатерина Андреевна — кандидат филологических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034 |
В рубрике |
Классическая древность и мир вокруг Эллады |
DOI | 10.18688/aa155-1-5 |
Год |
2015 |
Номер сборника |
5 |
Страницы |
62–68 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
75.017.4 |
Индекс ББК |
85.14; 63.3(0)32 |
Аннотация |
Статья посвящена сообщениям Плиния и Цицерона, где говорится, что в классический период палитра греческих живописцев ограничивалась четырьмя цветами: белым, черным, красным и желтым. На некоторых мозаиках, представляющих собой копии не дошедших до нас картин, синий и зеленый цвета действительно не используются. С другой стороны, искусствоведы единодушно признают, что голубой, синий и зеленый цвета засвидетельствованы на многих настенных росписях и фресках. Примечательно, что теория четырех цветов в античности применялась не только к живописи. Эти же четыре цвета фигурируют в качестве основных и в философской традиции. Для истории греческой живописи представляет интерес фрагмент Эмпедокла, где основные элементы, из которых происходит все сущее, сравниваются с красками живописцев. Возможно, четыре основные цвета живописцев, о которых говорят Плиний и Цицерон, не соотносятся напрямую с учением Эмпедокла о цветах, однако доксографическая традиция, приписывающая ему теорию четырех цветов, могла оказать влияние и на римскую «искусствоведческую» традицию о четырех основных красках греческих художников.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Дружинина Е. А. Полихромия или тетрахромия? цвет в греческой живописи V–IV веков до нашей эры // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 62–68. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-5
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Андроникос М. Царские гробницы в Вергине (из истории раскопок) // Вестник древней истории. – 1990. No 1. – С. 107–129.
- Дружинина Е. А. Холодные цвета спектра в культуре архаической Греции // Древний мир и мы: классическое наследие в Европе и России. Вып. 5. – СПб., 2014. – С. 67–93.
- Дружинина Е. А. Обозначение холодных цветов спектра в древнегреческой литературе VIII– IV вв. до н. э.: дис... к. филол. н. – СПб., 2009. – 217 с.
- Andreae B. Das Alexandermosaik aus Pompeji. – Recklinghausen: Verlag Aurel Bongers, 1977. – 32 p.
- Bertrand E. Études sur la peinture et la critique d’art dans l’antiquité. – Paris: E. Leroux, 1893. – 436 p.
- Bruno V. Form and Colour in Greek Painting. – London: Thames & Hudson, 1977. – 123 p.
- Fuhrmann H. Philoxenos von Eretria. Archäologische Untersuchungen über zwei Alexandermosaiken. XVI. – Göttingen: Dieterichsche Universitäts-Buchdruckerei W. Fr. Kaestner, 1931. – 386 S.
- Ierodiakonou K. Empedocles on Colours and Colour Vision // Oxford Studies in Classical Philosophy. Vol. 23. – Oxford: Oxford University Press, 2005. – P. 1–38.
- Jucker H. Vom Verhältnis der Römer zur bildenden Kunst der Griechen. – Frankfurt: Klostermann, 1950. – 185 S.
- Kalkmann A. Die Quellen der Kunstgeschichte des Plinius. – Berlin: Weidmann, 1898. – VII, 259 S.
- Kranz W. Die ältesten Farbenlehren der Griechen // Hermes. Zeitschrift für klassische Philologie. – 1912 – Bd. 47. – S. 126–140.
- Pliny. Natural History. Books XXXIII–XXXV / With an English Translation by H. Rakham. – Cambridge, Mass – London: Harvard University Press, 1995. – 432 p.
- Pollitt J. J. Περὶ χρωμάτων: What Ancient Greek Painters Thought about Colors // Color in Ancient Greece / M. A. Tiberios, D. S. Tsiafakis (eds.). Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, Hidryma Meleton Lampraki, 2002. – P. 1–8.
- Pollitt J. J. The Ancient View of Greek Art: Criticism, History, and Terminology. XII. – New Haven: Yale University Press, 1974. – 282 p.
- Prantl K. Aristoteles über die Farben, erläutert durch eine Übersicht der Farbenlehre der Alten. XVIII. – München: Christian Kaiser, 1849. – 196 S.
- Scheibler I. Die “vier Farben” der griechischen Malerei // Antike Kunst. 1974. – Bd. 17. – S. 92–102.
- Tsimbidou-Avloniti M. The Macedonian Tomb at Aghios Athanasios, Thessaloniki // Alexander the Great. Treasures of an Epic Era of Hellenism. / D. Pandermalis (ed.). – New York: Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation (USA), 2004. – P. 149–151.
- Veckenstedt E. Geschichte der griechischen Farbenlehre. XV. – Hildesheim: Gerstenberg, 1973 (= Padeborn, 1888). – 203 S.
- Walter-Karydi E. Color in Classcical Painting // Color in Ancient Greece / M. A. Tiverios, D. S. Tsiafakis (eds.). – Thessaloniki: Aristotle University of Thessaloniki, Hidryma Meleton Lampraki, 2002. – P. 75–88.
- Winter F. Das Alexander-Mosaik aus Pompeji. – Strassburg: Schlesier und Schweikhardt, 1909. – 8 S.
|