Заголовок | Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея | ||||||||
Автор | Славова Л. А. | lslavova@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Славова Любовь Александровна — старший научный сотрудник. Государственный Русский музей, Инженерная ул., 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186 | ||||||||
В рубрике | Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности | DOI | 10.18688/aa155-8-88 | ||||||
Год | 2015 | Номер сборника | 5 | Страницы | 793–800 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.027.1, 7.036.(47+57)1 | Индекс ББК | 85.13 | ||||
Аннотация |
В статье впервые прослеживается развитие классических принципов в русской скульптуре от А. Т. Матвеева к его ученикам, заканчивавшим свою творческую активность в 1990-е гг. Уникальное художественное явление в истории скульптуры советского периода — «матвеевская школа пластики», ставшая хранителем классических традиций, — явилось результатом педагогической деятельности русского скульптора А. Т. Матвеева, творчество которого наиболее органично связано с принципами классического ваяния. Классичность как стилистическая категория скульптуры Матвеева отмечалась его современниками. Особенность художников первых выпусков мастерской Матвеева 1920–1930-х гг. была определена одним из критиков как «классицизирующий стиль ваяния» в советской скульптуре. В изображениях молодых героев советской действительности, одетых в современную одежду, неизменно «просвечивал» идеал классики, сохранялась высокая планка искусства. Однако политика идеологического давления, «классового подхода» даже в области изучения и наследования пластических традиций ограничивала и останавливала естественный творческий процесс. В дальнейшем, вплоть до 1960-х гг. матвеевская творческая система находилась в вынужденном противостоянии официальной культуре, подвергалась необоснованной критике. Произведения обвинялись в «формализме», несоответствии «нормативам» советской скульптуры. В 1960–1990-е гг. «матвеевская школа» переживала настоящий расцвет. Появилась целая плеяда скульпторов, каждый из которых отличался своеобразием, но при этом все сохраняли унаследованный от Матвеева способ пластического видения и творческого переосмысления классического наследия. Именно это позволило художникам круга Матвеева быть новаторами в поисках современной скульптурной формы. В Русском музее сосредоточена коллекция станковой скульптуры нескольких поколений художников-«матвеевцев», экспонировавшаяся на выставке «Александр Матвеев и его школа» в 2005 г. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Славова Л. А. Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 793–800. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-88 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|