Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-83
Заголовок «Ренессансная античность» в работах Эрвина Панофского
Автор email vzaharova@eu.spb.ru
Сведения об авторе Захарова Вера Николаевна — аспирант. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Гагаринская ул., 3, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191187
В рубрике Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-83
Год 2015 Номер сборника 5 Страницы 753759
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.034(450) Индекс ББК 85; 85.03
Аннотация

Статья посвящена концепции итальянского Ренессанса в работах Эрвина Панофского. Важнейшей составляющей концепции Панофского является представление о Ренессансе как эпохе «возрождения античности», которое в наиболее полном виде было сформулировано в поздней книге ученого «Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада».
В своих работах Панофский конструирует идею «нормативности» искусства итальянского Ренессанса. В основе этого образа лежит убежденность в исключительной роли ренессансного искусства, которая становится лейтмотивом американских исследований 1920–1950-х гг., посвященных итальянскому Возрождению: сформировавшийся во многом благодаря Я. Буркхардту и Г. Вёльфлину образ Ренессанса с его возвышением отдельной личности оказался созвучен либеральным ценностям американской культуры.
Идея «ренессансной античности», являющаяся одной из ключевых составляющих образа «нормативного Ренессанса», у Панофского осмысляется в полемическом контексте по отношению к взглядам представителей немецкоязычного искусствознания: А. Ригля, М. Дворжака и отчасти А. Варбурга.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова В. Н. «Ренессансная античность» в работах Эрвина Панофского // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 753–759. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-83
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. – Л.: ОГИЗ, 1934. – 388 с.
  • Панофский Э. Альбрехт Дюрер и классическая античность // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Под ред. А. К. Лепорка. – СПб.: Академический проект, 1999. – С. 271–332.
  • Панофский Э. История искусства в Соединенных Штатах за последние тридцать лет // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Под ред. А. К. Лепорка. – СПб.: Академический проект, 1999. – С. 363–393.
  • Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 544 с.
  • Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 432 с.
  • Białostocki J. Erwin Panofsky (1892–1968): Thinker, Historian, Human Being // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. – 1970. – Vol. 4. – No. 2. – P. 68–89.
  • DaCosta Kaufmann T. American Voices. Remarks on the Earlier History of Art History in the United States and the Reception of Germanic Art Historians // Journal of Art Historiography. – 2010. – No. 2. – P. 1–35.
  • Ferguson W. K. The Renaissance in the Historical Thought: Five Centuries of Interpretation. – Boston: Houghton Mifflin, 1948. – 429 p.
  • Gombrich E. Aby Warburg: an Intellectual Biography. – Chicago: The University of Chicago Press, 1986. – 376 p.
  • Heckscher W.S. Erwin Panofsky: A Curriculum Vitae // Record of the Art Museum, Princeton University. – 1969. – Vol. 28. – No. 1. – P. 4–21.
  • Hopkins A. Riegl Renaissances // The origins of Baroque art in Rome / A. Hopkins, A. Witte (ed.). – Los Angeles: Getty Publications, 2010. – P. 60–88.
  • Landauer С. Erwin Panofsky and the Renascence of the Renaissance // Renaissance Quarterly. –1994. – Vol. 47. – No. 2. – P. 255–281.
  • Panofsky E. Introductory // Panofsky E. Studies in Iconology: Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. – New York: Oxford University Press, 1939. – P. 3–31.
  • Panofsky E. Renaissance and Renascences // Kenyon Review. – 1944. – No. 6. – P. 201–236.
  • Panofsky E. Renaissance and Renascences in Western art: in 2 vols. – Stockholm: Almquist and Wiksell, 1960. – 242 p., 157 p.
  • Panofsky E. The Life and Work of Albrecht Dürer. in 2 vols. – Princeton: Princeton University Press, 1943. – 311 p., 206 p.
  • Panofsky E., Saxl F. Classical Mythology in Medieval Art // Metropolitan Museum Studies. 1933. – Vol. 4. – No. 2. – P. 228–280.
  • Riegl A. The Origins of Baroque Art in Rome / A. Hopkins, A. Witte (eds.). – Los Angeles: Getty Publications, 2010. – 292 p.
  • Szönyi G. Le intuizioni di Aby Warburg alla luce delle sfide postmoderne // Aby Warburg e le metamorfosi degli antichi dei / A cura di M. Bertozzi. – Modena: F. C. Panini, 2002. – P. 183–203.
  • Warburg A. Dürer and Italian Antiquity // Warburg A. The Renewal of Pagan Antiquity: Contributions to the Cultural History of the European Renaissance. – Los Angeles: Getty Publications, 1999. – P. 553–558.
  • Wood C. Art History`s Normative Renaissance // The Italian Renaissance in the Twentieth Century. Acts of an International Conference. Villa I Tatti, Florence, 1999 / A. Gerieco, M. Rocke, S. Fiorella (eds.). – Florence: Olschki, 2002. – P. 65–92.