Заголовок |
Фреска «Вознесение» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа |
Автор |
Доброва У.П. |
email |
ulyana.dobrova@yandex.ru |
Сведения об авторе |
Доброва Ульяна Павловна — аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект, 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991. |
В рубрике |
Западное искусство Средних веков и Нового времени |
Год |
2014 |
Номер сборника |
4 |
Страницы |
222–229 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.034(450) |
Индекс ББК |
85.14 |
Аннотация |
По мнению Джорджо Вазари, фреска «Вознесение» была создана до 1474 г. по заказу одного из племянников Сикста IV — Пьетро Риарио. Фреска представляла собой один из самых монументальных заказов времени понтификата Сикста IV, наряду с фризовым циклом Сикстинской капеллы. Декорация располагалась в апсиде церкви Санти Апостоли конвентуального монастыря и достигала по разным подсчетам от 16 до 17 м в диаметре. В XVIII в. композиция была уничтожена, за исключением 15 фрагментов, которые хранятся в разных музеях Рима.
Фреска была выполнена умбрийским мастером эпохи раннего Возрождения Мелоццо да Форли, имя которого вошло в исторический лексикон под грифом pictor papalis, что означает «придворный художник папы римского». В этой роли Мелоццо выполнил серию заказов для папского двора, в том числе фреску «Вознесение», однако структура заказа, как и власть Сикста IV, была устроена сложнее, чем отношения заказчик–художник.
Вопрос о фигуре посредника между Мелоццо и римским папой неоднократно поднимался крупными исследователями, и до сих пор его решение остается неоднозначным. Обращение к политическим задачам, которые ставил перед собой Сикст IV, проливает свет как на проблему датировки фрески Мелоццо да Форли, так и на нюансы прочтения фрески. В то же время вопрос о специфике заказа затрагивает гораздо более важную тему — о месте Мелоццо да Форли в истории развития ренессансной перспективы как художественного метода.
|
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Доброва У.П. Фреска «Вознесение» Мелоццо да Форли в церкви Санти Апостоли в Риме. Специфика заказа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 222–229. ISSN 2312-2129.
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- Бурлака Л.В. Бонавентура // Антология средневековой мысли. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. ‒ Т. 2. – C. 122–126.
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. с итал. – М.: Альфа-Книга, 2008. – 1278 с.
- Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. – М.: Искусство, 1970. – 244 c.
- Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. – 110 c.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. – 623 c.
- Расторгуев А.Л. Перспектива в живописи Итальянского Возрождения. Основные проблемы ее исторического развития: автореф. … дисс. канд. искусствоведения. – М., 1984. – 22 c.
- Черняк И.Х. Культура Возрождения и проблема гуманистической религиозности // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. – Москва: Наука, 1997. – С. 5–13.
- Ciliberti G. La musica a Perugia al tempo di Benedetto Bonfi gli // Benedetto Bonfi gli e il suo tempo: Atti del convegno / a cura di M.L. Cianini Pierotti. – Perugia: Volumnia editrice, 1998. – P. 115–133.
- Clark N. Melozzo da Forli. Pictor Papalis. – London: Sothebys, 1990. – 168 p.
- Dewald E.T. Th e Iconography of the Ascension // American Journal of Archaeology. – 1915. ‒ Vol. 19. ‒ No. 3. – P. 277–319.
- Finocchi Ghersi L. Melozzo e l’architettura // Le due Rome del Quattrocento: Melozzo, Antoniazzo e la cultura artistica del ’400 romano: Atti del convegno. – Roma: Lithos, 1997. – P. 65–76.
- Goff en R. Friar Sixtus IV and the Sistine Chapel // Renaissance Quarterly. – 1996. ‒ Vol. 39. ‒ No 2. – P. 218–262.
- Frank I.J. Cardinal Giuliano della Rovere and Melozzo da Forli at SS. Apostoli // Zeitschrift für Kunstgeschichte. – 1996. ‒ Bd. 69. – P. 97–122.
- Frank I.J. Melozzo da Forli and the Rome of Pope Sixtus IV (1471–1484): Ph. D. Diss. (1991). – Ann Arbor, 1993. – 437 p.
- Huber R. A Documented History of the Franciscan Order. – Washington: Catholic University, 1944. – 553 p.
- Minardi M. Melozzo pittore papale. La gloria dell’umana belezza // Melozzo da Forli. L’umana bellezza tra Piero della Francesca e Raff aello. – Milano: Silvana Editoriale, 2011. – P. 206–217.
- Müntz E. Les arts à la cours des papes pendant le XV et le XVI siècle. Recueil de documents inedits tirés des archives et des bibliothèques romaines: en 3 vols. – Paris: Bibliothèque des Écoles françaises d’Athènes et de Rome, 1882. – 300 p.
- Schmarsow A. Melozzo da Forli. Ein Beitrag zur Kunst- und Kulturgeschichte Italiens im XV Jahrhundert. – Berlin; Stuttgart: Verlag von W. Spemann, 1886. – 403 p.
|