Заголовок | «Аффективные текстуры» телесно-ориентированного восприятия в опыте современного искусства | ||||||||
Автор | Венкова А. В. | venkova@mail.ru | |||||||
Сведения об авторе | Венкова, Алина Владимировна — доктор культурологии, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. venkova@mail.ru, SPIN-код: 3319-8689, ORCID: 0000-0002-3075-612X; Scopus ID: 57220955977 | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2414-8-50 | ||||||
Год | 0 | Номер сборника | 14 | Страницы | 612–619 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.036 | Индекс ББК | 85.1 | ||||
Аннотация |
Исследования аффективного опыта как культурной практики в философии искусства, эстетике, медиатеории, сформировавшиеся в рамках «аффективного поворота», позволяют выделять новые инструменты для анализа гибридных форм современного искусства. В теории аффекта предложены такие понятия как перцепт, вибрация, объятие или схватка, удаление, разделение, расслабление (Ж. Делёз и Ф. Гваттари), категориальный аффект, аффект витальности, имплицитная форма, интенсионал, тропизмы, градиенты, резонанс (Б. Массуми), самоаффектация, аффективная текстура (М. Хансен), аффективная атмосфера (С. Лоу). Понятие «аффективной текстуры», представляющей собой материальную ткань телесно-ориентированного восприятия, отражает направление развития телесно-ориентированного, средового искусства, искусства инсталляции и саунд-арта. Последний успешно исследуется в контексте аффективного подхода в терминологии нового материализма К. Коксом. М. Хансен показывает возможности теории аффекта на материале медиа-арта в работе с технически сгенерированными образами, испытывающими различные искажения, результатом чего становится отличный от естественного визуальный, аудиальный или тактильный ряд, что приводит посредством технической медиации к самоаффектации. Медиаобраз, включающий в себя иммерсивный эффект, «заражает» реципиента непредставимым и нерасчленимым аффектом. Работы Грегора Шнайдера, Майка Нельсона, Роджера Хайорнса, Хэгу Янг, Сесилии Викуньи, Аники Йи, Чаглы Илк позволяют применить предложенную терминологию для описания слабо вербализуемых состояний, важных для данных художественных высказываний вне терминологии и аппарата теории репрезентации. Технологическая ткань подобных работ порождает в рецептивном ответе «аффективные текстуры», телесные реакции-индексы, частично поддающиеся описанию при помощи аппарата теории аффекта. Основанные на аффективном ответе художественные медиумы способны схватить и удержать не до конца еще концептуализированный и рационализированный опыт переживания погружения в искусство. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Венкова А. В. «Аффективные текстуры» телесно-ориентированного восприятия в опыте современного искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. С. 612–619. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2414-8-50 | ||||||||
![]() |
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | ||||||
Список цитируемой литературы |
|