Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-52
Заголовок «Галерея русских художников» Козьмы Солдатёнкова (1818–1901): к вопросу об истоках мировоззрения коллекционера и особенностях его собрания
Автор email mkuzn1998@mail.ru
Сведения об авторе Кузнецова, Марфа Вадимовна — аспирант. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991; mkuzn1998@mail.ru; SPIN-код: 3157-5109; ORCID: 0000-0002-0360-3363
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX веков DOI10.18688/aa2313-6-52
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 654662
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.074 Индекс ББК 85.101
Аннотация

Коллекция московского купца Козьмы Терентьевича Солдатёнкова (1818–1901), хотя и была известна исследователям, долгое время не рассматривалась в контексте круга эстетико-философских идей, сформировавших в 1840-х – 1850-х гг. мировоззрение купца. Между тем, многие из этих постулатов, высказанные ведущими интеллектуалами эпохи, концептуально определили вектор развития коллекции, которая составлялась в течение более сорока лет. Ключевыми среди них стали идеи наиболее известных представителей московского кружка западников, воспринявших тезисы гегелевской эстетики и акцентировавших внимание на идеалистическом представлении не только о специфике исторического развития, но и необходимости отражения в искусстве так называемого «народного духа». Среди них в особенности выделяются высказывания художественного критика В. П. Боткина о важности обращения в живописи к историческим идеалам не только прошлого, но и современности, которые находят свое выражение как в ранних приобретениях К. Т. Солдатёнкова, так и в его покупках в последующие годы. Проведенный анализ состава солдатёнковского собрания позволяет говорить о нем как не о разнородной, а концептуально единой коллекции — результате осознанной собирательской политики коллекционера.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Кузнецова М. В. «Галерея русских художников» Козьмы Солдатёнкова (1818–1901): к вопросу об истоках мировоззрения коллекционера и особенностях его собрания // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 654–662. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-6-52
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Алленов М. М. Русское искусство XVIII – начала XX века. — М.: Трилистник, 2000. — 319 с.
  • 2. Андреев А. Н. Корреспонденция из Москвы//Иллюстрация. — 1859. —№98. — С 362.
  • 3. Боткин В. П. Сочинения Василия Петровича Боткина: Т. 1–3. — СПб.: журн. «Пантеон лит.», 1890–1893. — Т. 3. — 246 с.
  • 4. Брук Я. В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке // Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856–1917. К 125-летию основания Третьяковской галереи; под ред. Я. В. Брука. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — С. 10–55.
  • 5. Гегель Г. Ф. Эстетика: в 4 т. — М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.
  • 6. Грановский Т. Н. Четыре исторические характеристики: Публ. лекции, чит. орд. проф. Т. Грановским в 1851 г. — М.: Унив. тип., 1852. — 93 с.
  • 7. Жемчужников Л. М. Мои воспоминания из прошлого. — Л.: Искусство, 1971. — 445 с., ил.
  • 8. Иванов А. А. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка 1806–1858 гг. [с биогр. очерком М.П. Боткина]. — СПб.: изд. М. Боткина, 1880. — 478 с.
  • 9. Критика 50-х годов XIX века / Авт. сост. Л. И. Соболев. — М.: АСТ: Олимп, 2002. — 445 с.
  • 10. Кузнецова М. В. Художественная коллекция Козьмы Солдатёнкова в Румянцевском музее: история бытования и особенности музеефикации // Обсерватория культуры. — 2023. — Т. 20, № 3. — С. 291–300. DOI: 10.25281/2072-3156-2023-20-3-291-300
  • 11. Ненарокомова И. С. Художественная коллекция Козьмы Солдатёнкова // Наше наследие. — 1997. — № 39–40. — С. 29–36.
  • 12. Панаев И. И. Литературные воспоминания. — М.: Гослитиздат, 1950. — 472 с.
  • 13. Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния: годы становления. — СПб.: Искусство-СПБ, 2005. — 286 с.
  • 14. Степанова С. С. Рим. Русская мастерская. 1830–1850-е годы. — М.: БуксМАрт, 2017. — 454 с., ил.
  • 15. Т. Н. Грановский и его переписка. — М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1897. — Т. 2. — 496 с.
  • 16. Толстяков А. П. Люди мысли и добра: Русские издатели К. Т. Солдатёнков и Н. П. Поляков. — М.: Книга, 1984. — 255 с.
  • 17. Чижевский Д. И. Гегель в России. — СПб.: Наука, 2007. — 409 с.
  • 18. Юденкова Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. — М.: БуксМАрт, 2015. — 527 с.
  • 19. Юй Жуньшэн. Портретная галерея в художественной коллекции П. М. Третьякова: автореф. дис. … к. иск. — Москва, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2012.
  • 20. Юй Жуньшэн. Собрание Третьяковской галереи в историческом контексте: начало 1880-х гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 2012. — № 3. — С. 110–119.