Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-57
Заголовок Влияние лингвистики на раннее творчество Питера Айзенмана: концепция «картонной архитектуры»
Автор email patriciasemenuk@gmail.com
Сведения об авторе Семенюк, Патриция Петровна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; patriciasemenuk@gmail.com; ORCID: 0000-0002-5376-8684
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa2313-8-57
Год 2023 Номер сборника 13 Страницы 714722
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.01 Индекс ББК 85.11
Аннотация

Кризис, который переживала модернистская парадигма в архитектуре во второй половине XX в., породил множество концепций, предлагающих выход из «бесплодия» архитектурной дисциплины. Одной из них стала концептуальная архитектура Питера Айзенмана, возникшая в русле «лингвистического поворота» в архитектурной теории. Специфика осмысления Айзенманом проблемы взаимодействия формы и значения описывается Марио Гандельсонасом как «результат сдвига в преобладающей характеристике архитектуры от семантического к синтаксическому». Картонная архитектура, материальное воплощение на практике идеи концептуальной архитектуры, получает своё методологическое обоснование в ряде ранних проектов Айзенмана — первым из них стал Дом I, или Павильон Баренхольца. Определяя «картонную архитектуру» через «понимание формы как системы обозначений», Айзенман заимствует понятие «глубинной структуры» из трансформационной грамматики Ноама Хомского. Глубинную структуру Айзенман называет «рядом абстрактных формальных закономерностей», который стоит за внешней, фактической структурой сооружения и постигается интеллигибельно. Уже в следующем проекте, Доме II, Айзенман выводит понятие двойной глубинной структуры, подразумевающей возможность двойного прочтения на синтаксическом уровне. Однако, несмотря на внимание к мало артикулированному до тех пор синтаксическому измерению архитектуры и стремление к построению междисциплинарного дискурса, «картонной архитектуре» Айзенмана так и не удалось сместить существующую архитектурную парадигму — концептуальная архитектура продолжала оперировать идеями и установками интернационального стиля.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Семенюк П. П. Влияние лингвистики на раннее творчество Питера Айзенмана: концепция «картонной архитектуры» // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 714–722. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-57
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Barthes R. Le Plaisir du Texte. — Paris: Éditions di Seuil, 1973. — 105 p.
  • 2. Broadbent G. A Plain Man’s Guide to the Theory of Signs in Architecture // Architectural Design. — 1977. — No. 7–8. — P. 474–482.
  • 3. Chomsky N. Syntactiс Structures. — The Hague: Mouton, 1957. — 117 p.
  • 4. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. — Cambridge: MIT Press, 1965. — 261 p.
  • 5. Chomsky N. Language and Mind. — New York: Harcourt Brace, 1968. — 88 p.
  • 6. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture: Towards a Definition // Design Quarterly. — 1970. — No. 78/79. — P. 1–5.
  • 7. Eisenman P. From Object to Relationship I. Terragni Casa Del Fascio // Casabella. — 1970. — No. 344. — P. 38–41.
  • 8. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture: Towards a Definition // Casabella. — 1971. — No. 359–360. — P. 49–57.
  • 9. Eisenman P. From Object to Relationship II: Giuseppe Terragni. Casa Giuliani Frigeria // Perspecta. — 1972. — No. 13/14. — P. 36–65.
  • 10. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture II: Dual Deep Structures // Environmental Design Research: Symposia and workshops / Ed. W. F. E. Preiser. — Stroudsbourg: Dowden, Hutchinson & Ross, 1973. — Vol. 2. — P. 319–323.
  • 11. Eisenman P. Cardboard Architecture // Casabella. — 1973. — No. 374. — P. 17–24.
  • 12. Eisenman P. Conceptual Architecture // Casabella. — 1974. — No. 386. — P. 25.
  • 13. Eisenman P. Cardboard Architecture. House I // Five Architects. Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier / Ed. P. Eisenman. — New York: Oxford University Press, 1975. — P. 15–24.
  • 14. Eisenman P. Cardboard Architecture. House II // Five Architects. Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier / Ed. P. Eisenman. — New York: Oxford University Press, 1975. — P. 25–37.
  • 15. Eisenman P. The End of the Classical: The End of the Beginning, the End of the End // Perspecta. — 1984. — Vol. 21. — P. 154–173.
  • 16. Gandelsonas M., Morton D. On Reading Architecture // Progressive Architecture. — 1972. — No. 3. — P. 68–86.
  • 17. Gandelsonas M. Linguistics in Architecture // Casabella. — 1973. — No. 374. — P. 17–31.
  • 18. Greenberg A. The Lurking American Legacy // Architectural Forum. — 1973. — No. 5. — P. 54–55.
  • 19. Krauss R. Death of a Hermeneutic Phantom: Materialisation of the Sign in the Work of Peter Eisenman // Architecture and Urbanism (A + U). — 1980. — No. 112. — P. 188–220.
  • 20. Rowe C. The Mathematics of the Ideal Villa: Palladio and Le Corbusier Compared // The Architectural Review. — 1947. — No. 101. — P. 101–104.
  • 21. Stern R. Five on Five. Stompin’ at the Savoye // Architectural Forum. — 1973. — No. 5. — P. 46–48.
  • 22. Tafuri M. L’Architecture dans le Boudoir: The Language of Criticism and the Criticism of Language // Oppositions. — 1974. — No. 3. — P. 37–62.
  • 23. Tafuri M. Five × Five = Twenty Five // Oppositions. — 1976. — No. 5. — P. 35–73.