Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-56
Заголовок |
Развитие иконографии месмерического сеанса в искусстве Франции конца XIX века |
Автор |
Мартынова Д. О. |
email |
d.martynova@spbu.ru |
Сведения об авторе |
Мартынова, Дарья Олеговна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; d.martynova@spbu.ru; SPIN-код: 4307-6629; ORCID: 0000-0003-0426-6458 |
В рубрике |
Теория искусства |
DOI | 10.18688/aa2313-8-56 |
Год |
2023 |
Номер сборника |
13 |
Страницы |
702–713 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.011 |
Индекс ББК |
85.143(3) |
Аннотация |
В конце XIX в. во Франции появляется большое количество критических и теоретических текстов по искусству, в основу которых была положена паранаучная теория месмеризм: так, в журнале «Новая иконография Сальпетриер», посвящённом репрезентациям патологий в искусстве, медики написали цикл искусствоведческих статей, посвященных гравюрам с месмерическим сеансом. В теоретической работе об истерии Поль Рише и Анри Меж сформулировали идею проформ, которая предвосхитила «формулу пафоса» Аби Варбурга. Медики считали, что определенные визуальные образы мигрируют в истории искусства и становятся «эмфатическими». В результате этих публикаций визуализация патологий проникла и закрепилась в искусстве второй половины XIX в. Симптом превратился в знак, который нужно прочитать, тем самым, визуальность становилась главной в интерпретации, что позволило вывести жесты и позы из поля изобразительного искусства в пространственное: эмфатические жесты сформировали протоперформативные практики, разыгрывавшиеся в театре, кабаре и кафе-концертах. Выбранная тема открывает перспективы для анализа и пересмотра ряда тем и образов в искусстве и культуре: трикстера гипнотизера или фокусника и гипнотических сеансов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-01577. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Мартынова Д. О. Развитие иконографии месмерического сеанса в искусстве Франции конца XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2023. С. 702–713. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-56
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Петровская Е. Возмущение знака. Культура против трансценденции. — М.: Commonplace, 2019. — 288 с.
- 2. Bonduelle M., Gelfand T. Charcot: Constructing Neurology. — Oxford: Oxford University Press, 1995. — P. 281–283.
- 3. Bogouslavssky J., Boller F. Jean-Martin Charcot and Art: Relationship of the “Founder of Neurology” with Various Aspects of Art // Progress in Brain Research. — 2013. — Vol. 203. — P. 185–199.
- 4. Bogouslavssky J. Charcot and Art: From a Hobby to Science // European Neurology. — 2005. — No. 51(2). — P. 78–83.
- 5. Cavé I. Hygiene, Hygienism and Public Health Policy in Late 19th Century France // Hist Sci Med. — 2015. — No. 49(1). — P. 115–124.
- 6. Chadourne A. Le café-concert. — Paris: E. Dentu, 1889. — 386 p.
- 7. Charcot J.-M. Clinique medicale: Hospice de la Salpêtrière // Le progress medicale. — 4 decembre 1875. — P. 718–719.
- 8. Charcot J.-M., Richer P. Les démoniaques dans l’art. — Paris: A. Delahaye et E. Lecrosnier, 1887. — 146 p.
- 9. Charcot J.-M., Richer P. Les difformes et les malades dans l’art. — Paris: Lecrosnier et Babé, 1889. — 198 p.
- 10. Charcot J.-M. Leçons du mardi à la Salpêtrière, professeur Charcot. Policlinique 1888–1889. Notes de cours de MM. Blin, Charcot, Henri Colin. 1887–1888. — Paris: bureaux du “Progrès médical”, 1889. — 638 p.
- 11. Chessa L. Luigi Russolo, Futurist: Noise, Visual Arts, and the Occult. — California: University of California Press, 2012. — 296 p.
- 12. Claretie J. Les amours d’un interne. — Paris: E. Dentu, 1881. — 484 p.
- 13. Conway K. Chanteuse in the City: The Realist Singer in French Film. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2004. — 273 p.
- 14. Daris G. Anagnosis of Hysteria: Bibliothèque/Amphithéâtre/Shrine Charcot // Performance Research. — 2017. — No. 22(1). — P. 122–129.
- 15. Goldstein J. Censorship of Caricature and the Theater in Nineteenth-Century France: An Overview // Yale French Studies. — 2012. — No. 122. — P. 14–36.
- 16. Gordon R. B. Le caf conc’ et l’hystérie // Romantisme. — 1989. — No. 64. — P. 9–21.
- 17. Gordon R. B. From Charcot to Chariot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema // Critical Inquiry. — 2001. — Vol. 27. — No. 3. — P. 515–549.
- 18. Gordon R. B. Why the French Love Jerry Lewis: From Cabaret to Early Cinema. — Stanford: Stanford University Press, 2001. — 296 p.
- 19. Hunter M. ‘Effroyable réalisme’: Wax, Femininity, and the Madness of Realist Fantasies // RACAR: Canadian Art Review 33. — 2008. — No. 1–2. — P. 43–58.
- 20. Hysteria beyond Freud / Eds. S. L. Gilman, H. King, R. Porter, G. S. Rousseau, E. Showalter. — Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1993. — 478 p.
- 21. Johnson Ch. D. Memory, Metaphor, and Aby Warburg’s Atlas of Images. — Ithaca, New York: Cornell University Press and Cornell University Library, 2012. — 304 p.
- 22. La Petite presse: journal du soir, Politique, Quotidien. — 3 août 1885. — N. p.
- 23. Littre E. Un fragment de medicine retrospective // Medicine et medicins. — Paris: Didier, 1872. — P. 111–136.
- 24. Madame Bernhardt à la Salpêtrière // La Petite presse: journal quotidien... — 26 fevrier 1883. — N. p.
- 25. Meige H. Les possédés des dieux dans l’art antique // Nouvelle iconographie de la Salpêtrière. Clinique des maladies du système nerveux. — 1894. — P. 35–64.
- 26. Meige H. Charcot artiste. — Paris: Masson et Cie, 1925. — 45 p.
- 27. Micale M. S. The Salpêtrière in the Age of Charcot: An Institutional Perspective on Medical History in the Late Nineteenth Century // Journal of Contemporary History. — 1985. — Vol. 20. — No. 4. — P. 703–731.
- 28. Morin L. Le raid Rodin // Le Revue des quat’saisons. — 1900. — No. 3. — Р. 185–192.
- 29. Péladan J. Femmes honnêtes. — Paris: C. Dalou, 1888. — 132 p.
- 30. Pesic P. Composing the Crisis: From Mesmer’s Harmonica to Charcot’s Tam-tam // Nineteenth-Century Music Review. — 2020. — No. 1. — P. 1–24.
- 31. Peugniez P. J.-M. Charcot, 1825–1893. — Amiens: Imprimerie Picarde, 1893. — 6 p.
- 32. Preez A. Putting on Appearances: Mimetic Representations of Hysteria // de arte. —2004. — No. 39 (69). — P. 47–61.
- 33. Richer P. Études Cliniques sur la Grande Hystérie ou Hystéro-Épilepsie. — Paris: Delahaye et Lecrosnier, 1881. — 975 p.
- 34. Ruiz-Gómez N. A Hysterical Reading of Rodin’s Gates of Hell // Art History. — 2013. — No. 36 (5). — P. 994–1017.
- 35. Stephenson B. Charcot’s Theatre of Hysteria // Journal of Ritual Studies. — 2001. — Vol. 15. — No. 1. — P. 27–37.
- 36. The Anatomy of Madness. Essays in the History of Psychiatry / Eds. W. F. Bynum, R. Porter, M. Shepherd. — London: Taylor&Francis, 2004. — 336 p.
- 37. Walusinski O. Hysteria in fin de siècle French Novels // Front Neurol Neurosci. — 2013. — No. 31. — P. 35–43.
- 38. Warburg A. The Absorption of the Expressive Values of the Past // Art in Translation. — 2009. — Vol. 1. — No. 2. — P. 278–283.
|