Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-25
Заголовок Петербургское наводнение 1824 года: эсхатологические нарративы и их визуальная репрезентация
Автор email k.b.egorova@spbu.ru
Сведения об авторе Егорова, Ксения Борисовна — кандидат филологических наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. k.b.egorova@spbu.ru ORCID: 0000-0002-4050-6888
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa2212-04-25
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 342350
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 82; 76 Индекс ББК 85.15
Аннотация

В статье рассматривается формирование эсхатологических нарративов вокруг петербургского наводнения 1824 г. На литературном и изобразительном материале показано, как эсхатологические сюжеты создавались в русской культуре под влиянием европейской традиции. Выдвигается гипотеза о том, что визуальная история петербургского наводнения может быть рассмотрена только в связи и в контексте европейской истории живописи, в соотнесении с известными композициями и сюжетами. Эсхатологический нарратив о гибели творения Петра, нового Вавилона, от невских вод следует рассматривать не в евангельской традиции грядущего Апокалипсиса, а через призму байроновского сюжета о последнем ассирийском царе Сарданапале, который, очевидно, повлиял на замысел 3 части «Дзиадов» Мицкевича, впервые предложившего апокалиптическую трактовку регулярным петербургским природным катаклизмам.

Материал подготовлен при поддержке гранта РНФ № 21-78-10052.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Егорова K. Б. Петербургское наводнение 1824 года: эсхатологические нарративы и их визуальная репрезентация // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 342–350. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-25
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Алексеева Н. Ю. Русская ода: развитие одической формы в XVII–XVIII вв. — СПб.: Наука, 2005. — 368 с.
  • 2. Аллер С. И. Описание наводнения, бывшего в Санкт-Петербурге 7 числа Ноября 1824 года. — СПб.: Тип. департамента народного просвещения, 1826. — 239 c.
  • 3. Байрон Дж Г. Собрание сочинений: в 4 тт. — М.: Правда, 1981. Т. 4. — 378 с.
  • 4. Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном: 1805–1850. — СПб.: А. С. Суворин, 1882. — 507 с.
  • 5. Бенкендорф А. Х. Из записок А. Х. Бенкендорфа / Сообщ. Н. К. Шильдер // Русская старина. —1896. —№ 10. —Т. 88. — С. 65—96.
  • 6. Бенкендорф А. Х. Воспоминания. 1802—1837. — М.: Рос. фонд культуры; Студия «ТРИТЭ»; Рос. Архив, 2012. — 760 c.
  • 7. Берх В. Н. Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санктпетербурге. — СПб.: в Морской типографии, 1826. — 86 с.
  • 8. Булгарин Ф. В. Письмо к приятелю о наводнении, бывшем в С.-Петербурге 7 ноября 1824 г. // Литературные листки. —1824. —Ч. 4. Ноябрь. —№ 21–22. —С. 65–81; Дек. № 23–24. — С. 175–177.
  • 9. Бутромеев В. Эпоха становления русской живописи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 445 с.
  • 10. Васильева Л. Н. Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII–XIX веков: дисс... к. иск. — СПб., 2004.
  • 11. Виницкий И. Ю. Граф Сардинский: Дмитрий Хвостов и русская культура. — М.: НЛО, 2017. — 349 с.
  • 12. Виролайнен М. Н. Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу // Мир русского слова. — 2015. — № 4. — С. 59–64.
  • 13. Гамлицкий А. В. Россия и Европа XVII века в зеркале гравюры. Лица, связи, влияния // Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев. М.: Третьяковская галерея, 2019. — С. 13–26.
  • 14. Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 6. — М.: И. Кнебель, 1913. — 465 с.
  • 15. Давыдова И. Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен: дисс.… д-ра иск. — М., 2005.
  • 16. Душенко К. В. Петербургская легенда о наводнении и миф о «конце Петербурга» // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. —Т. 5, № 2. — С. 34–54.
  • 17. Евангелие Иеронима Наталиса / Каталог выставки. — М.: Третьяковская галерея. 2019. — 127 с.
  • 18. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 тт. Т. 11, первый полутом. Проза 1810–1840-х гг. — М.: Языки славянских культур, 2016. — 345 с.
  • 19. Завалишин Д. И. Записки декабриста. — СПб.: Тип. Т-ва М. О. Вольф, 1910. — 464 с.
  • 20. Избранные сочинения графа Хвостова. — М.: Библиотека Графомана, 1997. — 97 с.
  • 21. Каратыгин П. П. Летопись петербургских наводнений 1703—1879 гг. — СПб., 1889. — 356 с.
  • 22. Комаровский Е. Ф. Записки Графа Е. Ф. Комаровского. — СПб., 1914. — 279 с.
  • 23. Немировский И. Пушкин – либертен и пророк: опыт реконструкции публичной биографии. — М.: НЛО, 2018. — 348 c.
  • 24. Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. «Печальну повесть сохранить…: об авторе и читателях «Медного всадника». — М.: Книга, 1985. — 348 с.
  • 25. Панченко А. А. Петербург как столица скопцов // Отечественные записки. 2004. № 2. URL: https://strana-oz.ru/2004/2/peterburg-kak-stolica-skopcov (дата обращения: 07.04.2022)
  • 26. Пигин А. В. Петр I и Петербург в сочинениях писателей-старообрядцев Выговской поморской пустыни // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. — 2019. — № 6 (183). — С. 77–84.
  • 27. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. — СПб.: Искусство-СПб., 2003. — 612 с.
  • 28. Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. В 4 тт. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1898. Т. 4. — 648 с.