Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-43
Заголовок Из каменного века в поставангард: о трансформации изобразительного искусства аборигенов Австралии конца XX — начала XXI веков
Автор email kbabaev@gmail.com
Сведения об авторе Бабаев, Кирилл Владимирович — доктор филологических наук, и.о. директора. Институт Китая и современной Азии Российской Академии наук, Нахимовский пр., д. 32, Москва, Российская Федерация, 101000. kbabaev@gmail.com ORCID: 0000-0001-5731-8667
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-43
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 554562
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.031.3 Индекс ББК 85.143(3)
Аннотация

В статье анализируются причины, ход и итоги революционной трансформации искусства австралийских аборигенов в конце XX в. и формирования всемирно известной техники современного австралийского искусства — т. н. «точечной живописи» (dot painting), отразившей главную тенденцию искусства аборигенов: попытку выработать правила взаимодействия древней культурной традиции с тенденциями и запросами изобразительного искусства поставангардной эпохи. В частности, анализируются нравственные дилеммы, с которыми столкнулись австралийские живописцы в 1970-х гг., в период постепенного выхода искусства аборигенов в публичную сферу. В частности, ставилась задача сохранить «секретную» символику изображаемого и одновременно открыть своё искусство миру; использовать современные материалы и одновременно сохранить традиционную стилистику и цветовую гамму изображений. Работа описывает, как были сформированы новые каноны этой древнейшей на Земле живописи, ставшие компромиссом между мифологической традицией и требованиями современного рынка и позволившие искусству австралийских аборигенов прочно занять своё место среди основных трендов постмодерна начала XXI в. Статья написана по результатам этнографической экспедиции, проведённой автором по районам Центральной и Южной Австралии в феврале-марте 2020 г.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бабаев К. В. Из каменного века в поставангард: о трансформации изобразительного искусства аборигенов Австралии конца XX — начала XXI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 554–562. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-43
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Ван дер Вестэйзен В. О. Авторские права и проблема интерпретации современной живописи аборигенов Австралии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. Статей. Вып. 1 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой.— СПб.: НП-Принт, 2011.— С. 383–386. URL: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-1/the-east-and-the-west-from-antiquity-to-the-20th-century/10210.html (Дата обращения 02.01.2021)
  • 2. Bardon G. Papunya, A Place Made After the Story: The Beginnings of the Western Desert Painting Movement. — Melbourne: Miegunyah Press, 2005. — xxiii, 527 p.
  • 3. Caruana W. Aboriginal Art. London, Thames & Hudson World of Art, 2018. — 264 p.
  • 4. Coleman E. B. Historical Ironies: The Australian Aboriginal Art Revolution // Journal of Art Historiography. — 2009. — No. 1. — P. 1–22.
  • 5. Colombari L. 1988: The Scintillating Arrival of Aboriginal Australian Art in the U.S. // Beyond Dreamings: The Rise of Australian Indigenous Art in the United States. April 20, 2018 — July 7, 2019. Kluge Ruhe Aboriginal Art Collection. Exhibition Manual. — New York, 2019. — P. 9–20.
  • 6. Drury N. New Art Two: New Directions in Contemporary Australian Art. — New York, Craftsman House, 1991. — 229 p.
  • 7. Flood J. The Original Australians: Story of the Aboriginal People. — Crows Nest: Allen and Unwin, 2006. — xiv, 306 p.
  • 8. Hutchings P. Australian Aboriginal Art // Literature & Aesthetics. — 2005. — Vol. 15, no. 1. — P. 175–194.
  • 9. Isaacs J. Spirit Country: Contemporary Australian Aboriginal Art. — San Francisco, Fine Arts Museums, 1999. — 240 p.
  • 10. Johnson V. (ed.). Papunya Painting: Out of the Desert. — Canberra: National Museum of Australia, 2007. — 146 p.
  • 11. Kleinert S., Neale M. The Oxford Companion to Aboriginal Art and Culture. Oxford, Oxford University Press, 2001. — 816 p.
  • 12. McLean I. A. Aboriginal Art and the Artworld. How Aborigines Invented the Idea of Contemporary Art: A Documentary History 1980–2006. — Sydney, IMA and Power, 2011. — 360 p.
  • 13. Murray-Cree L., Drury N. Australian Painting Now. — London, Thames & Hudson, 2000. — 344 p.
  • 14. Quaill A., Jenkins S. Origins: A Folio of Prints by Contemporary Indigenous Australian Artists. Canberra, Studio One National Print Workshop, 1997. — 33 p.