Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-42
Заголовок Пространственные произведения Light and Space и проблема определения инсталляции: аспекты сайт-специфичности и эфемерности
Автор email s.o.makeeva@yandex.ru
Сведения об авторе Макеева, Светлана Олеговна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. s.o.makeeva@yandex.ru ORCID: 0000-0001-8525-5106
В рубрике Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-42
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 542553
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.3, 7.038.55 Индекс ББК 85.19
Аннотация

В 1960–1970-х гг. происходило становление нового жанра, который впоследствии стал одним из основополагающих для мирового современного искусства — инсталляции. Калифорнийское движение Light and Space, к которому относятся художники Роберт Ирвин, Майкл Ашер, Джеймс Таррелл, Дуг Уилер, Мария Нордман, Ларри Белл, Эрик Орр, Брюс Науман, представило свой узнаваемый вариант инсталляции, который резко выделялся на фоне других пространственных произведений этого периода, создаваемых на нью-йоркской или же европейской сцене. «Пустые» инсталляции Light and Space предполагают малозаметное изменение имеющегося помещения и обращают внимание зрителя на процесс его собственного восприятия. На формирование строя пространственных работ Light and Space повлияло увлечение художников феноменологией Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти, что было в целом характерно для 1960-х гг., а также интерес к когнитивным наукам, нацеленным на изучение механизмов восприятия.

В настоящей статье специфика работы художников Light and Space в жанре инсталляции прослеживается на материале работ Р. Ирвина как своеобразного лидера этого движения. Произведения Ирвина рассматриваются в общем проблемном поле инсталляции. Выделяются черты, которые можно отнести к наиболее глубоко разработанным в инсталляциях Light and Space в сравнении с другими произведениями (А. Капроу, Армана, М. Бротарса, Д. Бюрена, Р. Серра, И. Кабакова): а именно, эфемерность и сайт-специфичность. Проблемы эфемерности и сайт-специфичности инсталляции раскрываются с опорой на труд Дж. Челанта «Сферическое искусство», а также тексты А. Капроу, И. Кабакова, Д. Бюрена, М. Квон, Д. Кримпа, самого Р. Ирвина, что позволяет затронуть и одну из ключевых для изучения жанра инсталляции проблем — проблему его определения.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Макеева С. О. Пространственные произведения Light and Space и проблема определения инсталляции: аспекты сайт-специфичности и эфемерности // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 542–553. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-42
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Кабаков И., Файнберг Дж. О «тотальной» инсталляции. — Лейпциг: Kerber Art, 2008. — 288 с.
  • 2. Кримп Д. Переопределяя сайт-специфичность // На руинах музея. — М.: V-A-C press, 2015. — С. 187–229.
  • 3. Макеева С. О. Инсталляция. К проблеме определения // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2020. — № 1. — С. 350–363.
  • 4. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 248 с.
  • 5. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. — СПб.: Академический проект, 2004. — 384 с.
  • 6. A Report on the Art and Technology Program of the Los Angeles County Museum of Art, 1967–1971 // Los Angeles County Museum of Art. — Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, 1971. — 387 p. URL: https://archive.org/details/reportonarttechn00losa_/mode/2up (дата обращения: 05.06.2020)
  • 7. Arman. Full Up (Le Plein). 1960 // MoMA. URL: https://www.moma.org/collection/works/99812 (дата обращения: 05.06.2020)
  • 8. Auping M. Stealth Architecture: The Rooms of Light and Space // Phenomenal: California Light, Space, Surface / Ed. R. Clark. — University of California Press: Berkeley and Los Angeles, California; London, England, 2011. — P. 79–104.
  • 9. Bishop C. Installation Art: A Critical History. — London: Routledge, 2005. — 144 p.
  • 10. Buren D. Function of the Studio // Museums by Artists / Eds. A. A. Bronson, P. Gale. — Toronto: Art Metropole, 1983. — P. 61–68.
  • 11. Celant G. A Spherical Art // Ephemeral Monuments: History and Conservation of Installation Art / B. Ferriani, M. Pugliese. — Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2013. — P. 14–21.
  • 12. Clark R. Phenomenal: An Introduction // Phenomenal: California Light, Space, Surface / Ed. R. Clark. — University of California Press: Berkeley and Los Angeles, California; London, England, 2011. — P. 19–78.
  • 13. Ferriani B., Pugliese M. Ephemeral Monuments: History and Conservation of Installation Art. — Los Angeles, Getty Conservation Institute Publ., 2013. — 280 p.
  • 14. Fried M. Art and Objecthood // Art and Objecthood. Essays and Reviews. — Chicago, London: University of Chicago Press, 1998. — P. 148–172.
  • 15. Hapgood S., Kaprow A. Interview with Allan Kaprow // Neo-Dada: Redefining Art, 1958–1960 / S. Hapgood. — New York: American Federation of the Arts, 1994. — P. 115–121.
  • 16. Installation Art / N. De Oliveira, N. Oxley, M. Petry, M. Archer. — London: Thames and Hudson Ltd, 1994. — 208 p.
  • 17. Irwin R. Notes Toward a Model // Robert Irwin: [Exhibition catalog for the Robert Irwin exhibition, Whitney Museum of American Art, Apr. 16 – May 29. 1977]. — New York: Whitney Museum of American Art, 1977. — P. 23–31.
  • 18. Kaprow A. Assemblages, Environments and Happenings // Art in Theory 1900–2000: An Anthology of Changing Ideas / Eds. C. Harrison, P. Wood. — Oxford: Blackwell Publ., 1999. — P. 703–709.
  • 19. Kaprow A. From “Assemblages, Environments and Happenings” // Modern Sculpture Reader / Eds. J. Wood, D. Hulks, A. Potts. — Leeds: Henry Moore Institute, 2012. — P. 226–234.
  • 20. Kwon M. One Place after Another: Site-Specific Art and Locational Identity. — Cambridge, MA: MIT Press, 2002. — 218 p.
  • 21. Petersen A. R. Installation Art between Image and Stage. — Copenhagen: Museum Tusculanum Press., 2015. — 507 p.
  • 22. Pugliese M. A Medium in Evolution: A Critical History of Installations // Ephemeral Monuments: History and Conservation of Installation Art / B. Ferriani, M. Pugliese. — Los Angeles: Getty Conservation Institute, 2013. — P. 22–91.
  • 23. Rebentisch J. Aesthetics of Installation Art. — Berlin: Sternberg Press, 2012. — 296 p.
  • 24. Reiss J. H. From Margin to Center: the Spaces of Installation Art. — Cambridge, MA, MIT Press Publ., 1999. — 181 p.
  • 25. Schuld D. Practically Nothing: Light, Space, and the Pragmatics of Phenomenology // Phenomenal: California Light, Space, Surface / Ed. R. Clark. — Berkeley: University of California Press, 2011. — P. 105–122.
  • 26. Smith R. In Installation Art, a Bit of the Spoiled Brat // The New York Times. — 1993. — 3 Jan. URL: https://www.nytimes.com/1993/01/03/arts/art-view-in-installation-art-a-bit-of-the-spoiled-brat.html (дата обращения: 05.06.2020)
  • 27. Suderburg E. Introduction: On Installation and Site-Specificity // Space, Site, Intervention: Situating Installation Art. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000. — P. 1–22.
  • 28. The Man who Flew into Space from his Apartment // Ilya & Emilia Kabakov. URL: http://www.kabakov.net/installations/2019/9/15/the-man-who-flew-into-space-from-his-apartment (дата обращения: 05.06.2020)
  • 29. Weschler L., Irwin R. Seeing is Forgetting the Name of the Thing One Sees: A Life of Contemporary Artist Robert Irwin. — Berkeley: University of California Press, 1982. — 212 p.
  • 30. Wortz M. Surrendering to Presence: Robert Irwin’s Esthetic Integration // Artforum. — 1981. — Vol. 20. — No. 3. — P. 63–69.