Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-03
Заголовок Региональные интерпретации столичных образцов в византийской архитектуре XI века
Автор email zakharova@inbox.ru
Сведения об авторе Захарова, Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ул. Ленинские Горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; Старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания, Козицкий пер. д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009. zakharova@inbox.ru ORCID: 0000-0003-3764-171X
В рубрике Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa2212-01-03
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 5276
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 72.033 Индекс ББК 85.113 (4)
Аннотация

Статья посвящена процессу усвоения новых столичных тенденций в архитектуре византийских провинций в XI в. Были изучены особенности планировки, техники и стилистики нескольких храмов в Македонии, Аттике и на Крите, на примере которых были показаны различные варианты соединения столичной типологии вписанного креста с более старыми региональными традициями и модификации, зависевшие от конкретных местных условий, литургических требований или ориентации на почитаемые образцы. Так, на Афоне в конце X в. разрабатывается и закрепляется особая разновидность храма типа вписанного креста с двумя боковыми апсидами, что, скорее всего, было обусловлено особенностями богослужения. Высказывается предположение, что в связи с воспроизведением конкретного чтимого образца (кафоликона Великой Лавры) и/или размещением в храмах монастырских библиотек тогда же возникает необязательное добавление к афонскому типу — двукупольный двухэтажный нартекс. Рассматриваются уникальные памятники начала XI в., отражающие эти эксперименты с базовым константинопольским типом, в которых даются оригинальные творческие интерпретации исходных образцов: церковь Свв. Апостолов в Афинах и церковь Панагии тон Халкеон в Салониках. На Крите в первой половине XI в. также появляется своеобразная разновидность храмов типа вписанного креста: церкви Зоодохос Пиги в Аликиану и Св. Димитрия в Агиос Димитриос близ Рефимно. Эти храмы имеют переходный характер и сочетают основные параметры столичного типа с более старыми местными чертами, такими как крестообразные очертания плана и наличие ниш в восточных стенах боковых рукавов креста. Повторение этих местных особенностей, скорее всего, было связано с личным авторитетом заказчика, св. Иоанна Ксеноса, и конкретным местным образцом — кафоликоном его главного монастыря Богородицы в Мириокефала (нач. XI в.). Впоследствии эти особенности растворяются, уступая место более стандартным решениям.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Захарова А. В. Региональные интерпретации столичных образцов в византийской архитектуре XI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 52–76. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-01-03
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Виноградов А. Ю. О «текучести» средневизантийской строительной артели (на примере императорских заказов 1040-х годов) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Cб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 275–285. DOI: 10.18688/aa199-2-25
  • 2. Виноградов А. Ю. Панагии Мухлиотиссы монастырь // Православная энциклопедия. — Т. 54. — М.: Православная энциклопедия, 2019. — C. 376–378.
  • 3. Виноградов А. Ю. Афонский храм или арабский дворец? Крестово-купольный триконх и новая архитектурная идентичность империи // Византий и Византия: провинциализм столицы и столичность провинции / Под ред. А. Ю. Виноградова и С. А. Иванова. — СПб.: Алетейя, 2020. — С. 91–126.
  • 4. Виноградов А. Ю. Ex oriente crux2. Ранняя эволюция византийских церквей типа вписанного креста в свете новых открытий // Бог, Рим, народ в cредневековой Европе. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. — С. 14–42.
  • 5. Виноградов А. Ю. Столичные мастера в Юго-Западной Анатолии начала Х века (Маставра и Исламкёй)? // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сб. статей в честь О. С. Поповой / Ред.-сост. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. — М.: ГИИ, 2021. — С. 40–49.
  • 6. Захарова А. В., Мальцева С. В. Художественные традиции и церковно-политическая идеология в искусстве Македонии в эпоху создания Охридской архиепископии // Византийский временник. — 2022. — Т. 106. — С. 174–199.
  • 7. Захарова А. В. Чернигов и Венеция. К вопросу о соединении византийских и романских элементов в архитектуре XI–XII вв. // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. — Вып. 7. — М.: КДУ, 2022 (в печати).
  • 8. Захарова А. В., Курышева М. А. Как хранили рукописи в византийских монастырях // Древнерусское искусство (в печати).
  • 9. Каппас М. Архитектурный «идиолект» Фессалоники в среднe- и поздневизантийские периоды: сходства и различия c Константинополем //Византий и Византия: провинциализм столицы и столичность провинции / Под ред. А. Виноградова, С. Иванова. — СПб.: Алетейя, 2020. C. 128–173.
  • 10. Комеч А. И. Архитектура конца X – середины XI века // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века. — М.: ГИИ, 2007. — С. 111–177.
  • 11. Миљковиќ-Пепек П. Велjуса. Манастир Св. Богородица Милостива во селото Велjуса краj Струмица. — Скопje: A Факультет за филозофско-историски науки на Универзитетот “Кирил и Методиj” – Скопjе, 1981. — 320 c.
  • 12. Оустерхаут Р. Византийские строители. — Москва, Киев: Корвин Пресс, 2005. — 332 с.
  • 13. Andrianakis M. Saint John Xenos and His Cult // Routes of Faith in the Medieval Mediterranean. History, Monuments, People, Pilgrimage Perspectives. Proceedings of an International Symposium / Ed. E. Hadjitryfonos. — Thessalonike: European Centre of Byzantine and Post-Byzantine Monuments, 2008. — P. 256–268.
  • 14. Bakalova E. (ed.). The Ossuary of the Bachkovo Monastery. — Plovdiv: Pygmalion, 2003. — 183 p.
  • 15. Ćurčić S. The Twin-Domed Narthex in Paleologan Arсhitecture // ЗРВИ. — T. 13. — Београд: Византолошки институт, 1971. — С. 333–344.
  • 16. Ćurčić S. Architectural Significance of Subsidiary Chapels in Middle Byzantine Churches // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1977. — Vol. 36. — P. 94–110.
  • 17. Ćurčić S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Süleyman the Magnificent (ca. 300 – ca. 1550). — London; New Haven: Yale University Press, 2010. — 913 p.
  • 18. Frantz A. The Church of the Holy Apostles at Athens. — Princeton N.J.: American School of Classical Studies at Athens, 1971. — 57 p.
  • 19. Kappas M., Mamaloukos S. The Church of St. Constantine on Lake Apollonia, Bithynia, Revisited // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολιγικής Εταιρείας. — 2017. — T. 38. — P. 87–103.
  • 20. Lilie R.-J., Ludwig C., Zielke B., Pratsch Th. Ioannes Xenos: Ἰωάννης. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit Online. Berlin, Boston: De Gruyter, 2013.URL: https://www.degruyter.com/database/PMBZ/entry/PMBZ25263/html (дата обращения: 10.08.2022).
  • 21. Mamaloukos S. Treatment of the Facades with Inscribed and Painted Architectural Forms and Decorative Features in Mid-Byzantine Architecture // Архитектура Византии и Древней Руси IX–XII вв. Труды Государственного Эрмитажа. Материалы международного семинара 17–19 ноября 2009 г. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2010. — С. 74–88.
  • 22. Mamaloukos S. A Contribution to the Study of the “Athonite” Church Type of Byzantine Architecture // Zograf. — 2011. — № 35. — P. 39–50.
  • 23. Marinis V. The Monastery tou Libos. Architecture, Sculpture, and Liturgical Planning in Middle and Late Byzantine Constantinople (Ph.D. Dissertation). — University of Illinois at Urbana-Champaign, 2005.
  • 24. Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople, Ninth to Fifteenth Centuries. — New York: Cambridge University Press, 2014. — 262 р.
  • 25. Megaw A .H. S. The Original Form of the Theotokos Church of Constantine Lips // Dumbarton Oaks Papers. — 1964. — Vol. 18. — P. 279–298.
  • 26. Millet G. L’école grecque dans l’architecture byzantine. — Paris: Leroux, 1916. — 328 p.
  • 27. Mutsopulos N. Harmonische Bauschnitte in der Kirchen vom Typ kreuzförmigen Innenbaus im griechischen Kernland // Byzantinische Zeitschrift. — 1962. — Bd 55. — S. 274–291.
  • 28. Mylonas P. Le plan initial du catholicon de la Grande-Lavra au Mont Athos et la genèse du type du catholicon athonite // Cahiers archéologiques. — 1984. — T. 32. — P. 39–112.
  • 29. Mylonas P. Notice sur le katholikon d’Iviron // Lefort J., Oikonomidès N., Papachryssanthou D., Métrévéli H. Actes d’Iviron, I. Des origines au milieu du XIe siècle. — Paris: P. Lethielleux, 1985. — P. 64–68.
  • 30. Ousterhout R. Some Notes on the Construction of Christos ho Pantepoptes (Eski Imaret Camii) in Istanbul // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολιγικής Εταιρείας. — 1991–1992. — Τ. 16. — P. 47–56.
  • 31. Ousterhout R. A Byzantine Settlement in Cappadocia. — Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2005. — 474 p.
  • 32. Ousterhout R. Eastern Medieval Architecture. The Building Traditions of Byzantium and Neighboring Lands. — New York: Oxford University Press, 2019. — 816 p.
  • 33. Paissidou M. The Сhurch “Panagia Chalkeon” in Thessaloniki: A Different Approach of a Monastic Institution and its Founder // Siris. Studi e ricerche della Scuola di specializzazione in beni archeologici di Matera. — 2015. — Vol. 15. — P. 121–133.
  • 34. Richardson J. O. The Byzantine Element in the Architecture and Architectural Sculpture of Venice, 1063–1140. Ph.D. Dissertation. Ann Arbor, 1988.
  • 35. Savage M. Dome ‘Typology’ in Byzantine Constantinople? // Архитектура Византии и Древней Руси IX–XII вв. Труды Государственного Эрмитажа. Материалы международного семинара 17–19 ноября 2009 г. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2010. — С. 132–147.
  • 36. Schäfer H. Architekturhistorische Beziehungen zwischen Byzanz und der Kiever Rus im 10 und 11 Jahrhundert // Istanbuler Mitteilungen. — 1973/1974. — Bd 23/24. — S. 197–221.
  • 37. Stanković N. At the Threshold of the Heavens: the Narthex and Adjacent Spaces in Middle Byzantine Churches of Mount Athos (10th–11th Centuries) — Architecture, Function, and Meaning. Ph.D. Dissertation. Princeton, 2017.
  • 38. Stanković N. Tradition, Innovation and Individual Creation in Monastic Architecture: The Case of St Athanasius the Athonite and the Katholikon of his Great Lavra // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь О.С. Поповой / Ред. А. В. Захарова, О. В. Овчарова, И. А. Орецкая. — М.: ГИИ, 2021. — P. 532–545.
  • 39. Striker C. L. The Myrelaion (Bodrum Camii) in Istanbul. — Princeton: Princeton Univsersity Press, 1981. — 50 p.
  • 40. Theis L. Flankenräume im mittelbyzantinischen Kirchenbau. — Wiesbaden: Reichert Verlag, 2005. — 216 p.
  • 41. Veneto Romanico / A cura di F. Zuliani [Patrimonio artistico Italiano]. — Milano: Jaca Book, 2008. — 351 p.
  • 42. Vocotopoulos P. L. The Concealed Course Technique: Further Examples and Few Remarks // JÖB. — 1979. — Bd 28. — P. 247–260.
  • 43. Vocotopoulos P. L. The Role of Constantinopolitan Architecture during the Middle and the Late Byzantine Period // JÖB. — 1981. — Bd 31/2. — S. 551–573.
  • 44. Vocotopoulos P.L. Church Architecture in Greece during the Middle Byzantine Period // Perceptions of Byzantium and its Neighbours (843–1261) / Ed. O. Z. Pevny. — New York: The Metropolitan Museum of Art; Yale University Press, 2000. — P. 154–167.
  • 45. Voyadjis S. The Katholikon of Nea Moni in Chios unveiled // JÖB. — 2009. — Bd 59. — P. 229–242.
  • 46. Zakharova A. Once again on the Originality of the Byzantine Architecture of the 11th Century: The Church of Panagia Chalkeon in Thessaloniki // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολιγικής Εταιρείας. 2022. — T. 43 — P. 81–94.
  • 47. Αδριανάκης Μ. Ο αγιος Ιωάννης ο Εριμήτης και η Μονή του Γδερνέτου // Πεπραγμένα του Ε΄ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου (Άγιος Νικόλαος, 25 Σεπτεμβρίου – 1 Οκτωβρίου 1981). Τ. Β΄. — Ηράκλειο: Εταιρία Κρητικών Ιστορικών Μελετών, 1980. — Σ. 14–53.
  • 48. Αδριανάκης Μ. Νεα Στοιχεία και απόψεις γιά τη μνημειακή τέχνη της Κρήτης κατά τη β΄ βυζαντινή περίοδο // Πεπραγμένα του Στ΄ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου (Χανιά, 24–30 Αυγούστου 1986). — Τ. Β΄. — Χανιά: Φιλολογικός Σύλλογος Χανίων “Ο Χρυσόστομος”, 1991. — Σ. 9–34.
  • 49. Ανδριανάκης Μ.Γ. Η μνημειακή αρχιτεκτονική στην Κρήτη της Β΄ Βυζαντινής περίοδου // Πεπραγμένα Ι΄ Διεθνούς Κρητολογικού συνεδρίου (Χανιά, 1–8 Οκτωβρίου 2006). — Τ. Α΄. — Χανιά: Φιλολογικός Σύλλογος “Ο Χρυσόστομος”, 2011. — Σ. 309–361.
  • 50. Αντουράκης Γ. Αι μοναί Μυριοκεφάλων καί Ρουστίκων μετά των παρεκκλησίων αυτών. Διδακτορική διατριβή. Αθήνα, 1977.
  • 51. Βασιλάκη Μ., Πύρρου Ν. Ανασκαφική έρευνα και εργασίες αποκατάστασης στον ναό του Αγίου Δημητρίου στον Άγιο Δημήτριο Ρεθύμνου Άγιος Δημήτριος Ρεθύμνου // Αρχαιολογικό έργο Κρήτης 3. Πρακτικά της 3ης συνάντησης. Ρέθυμνο, 5–8 Δεκεμβρίου 2013 / Επιστημονική επιμέλεια Π. Καραναστάση, Α. Τσιγουνάκη, Χρ. Τσιγωνάκη. — Τ. Β´. Χανιά, Ρέθυμνο, Λασίθι. — Ρέθυμνο: Εκδόσεις φιλοσοφικής σχολής Πανεπιστημίου Κρήτης; Εφορεία αρχαιοτήτων Ρεθύμνου, 2015. — Σ. 353–364.
  • 52. Βελένης Γ. Η βυζαντινή αρχιτεκτονική της Θεσσαλονίκης. Αισθητική προσέγγιση / Αφιέρωμα στη μνήμη του Σωτήρη Κίσσα / Επιμ. Κ. Καλαμαρτζή-Κατσαρού. — Θεσσαλονίκη: University Studio Press, 2001. — Σ. 1–25.
  • 53. Βογιατζής Σ. Το καθολικό της Ιεράς Μονής Μεγίστης Λαύρας στο Άγιον Όρος. Ιστορία και αρχιτεκτονική. — Αθήνα: Εκδόσεις Καπόν, 2019. — 271 σ.
  • 54. Βοκοτόπουλος Π.Λ. Ο βυζαντινός ναός της Ολύνθου // Διεθνές Συμπόσιο Βυζαντινή Μακεδονία 324–1430 μ.Χ. — Θεσσαλονίκη: Εταιρεία Μακεδονικών Σπουδών,1995. — Σ. 45–56.
  • 55. Θεοχαροπούλου Ε. Παρατηρήσεις στους σταυροειδούς εγγεγραμμένους ναούς της Κρήτης // Πεπραγμένα του Η΄ Κρητολογικού συνεδριόυ. — Τ. Β1΄. — Βυζαντινή και μεταβυζαντινή περίοδος. — Ηράκλειο: Εταιρία Κρητικών Ιστορικών Μελετών, 2000. — Σ. 251–266.
  • 56. Θεοχαροπούλου Ε. Συμβολή στη μελέτη των σταυροειδών εγγεγραμμένων ναών της Κρήτης από τον 10ο μέχρι τον 13ο αιώνα. Διδακτορική διατριβή. — Αθήνα, 2000.
  • 57. Κάππας Μ. Γ. Η εφαρμογή του σταυροειδούς εγγεγραμμένου στη μέση και την ύστερη βυζαντινή περίοδο. Το παράδειγμα του απλού τετρακιόνιου / τετράστυλου. Διδακτορική διατριβή. —Θεσσαλονίκη, 2009.
  • 58. Λασσιθιοτάκης Κ. Εκκλησίες της Δυτικής Κρήτης. Ε΄ Επαρχία Σφακίων // Κρητικά χρονικά. — 1971. — Τ. ΚΓ΄. — Σ. 95–177.
  • 59. Μαμαλούκος Σ. Το καθολικό της Μονής Βατοπεδίου. Ιστορία και αρχιτεκτονική. Διδακτορικη διατριβή. — Αθήνα, 2001.
  • 60. Μαμαλούκος Σ. Παρατηρήσεις στην αθωνική βυζαντινή ναοδομία // Διεθνές επιστημονικό συμπόσιο προς τιμήν του επιστημονικό συμπόσιο Γεωργίου Βελένη. Θεσσαλονίκη, Αμφιθέατρο Αρχαίας Αγοράς 4–7 Οκτωβρίου 2017. Πρακτικά. Αθήνα: Υπουργείο πολιτισμού και αθλητισμού, 2021. — Σ. 611–644.
  • 61. Μέσσης Β. Δ. Ναοί αθωνικού τύπου. Διδακτορική διατριβή. — Θεσσαλονίκη, 2010. URL: https://www.academia.edu/2382459/Ναοί_αθωνικού_τύπου_τ.1-2_Θεσσαλονίκη_2010 (дата обращения: 10.08.2022).
  • 62. Μουτσόπουλος Ν. Περιστερά, ο ορεινός οικισμός του Χορτιάτη και ο ναός του Αγίου Ανδρέα. — Θεσσαλονίκη: s.e., 1986. — 240 σ.
  • 63. Μπούρας Χ. Βυζαντινή και μεταβυζαντινή αρχιτεκτονική στην Ελλάδα. — Αθήνα: Μέλισσα, 2001. — 314 σ.
  • 64. Μπούρας Χ. Η αρχιτεκτονική της Παναγίας του Μουχλίου στην Κωνσταντινούπολη // Δελτίον της χριστιανικής αρχαιολογικής εταιρείας. — 2005. — Τ. 26. — Σ. 35–50.
  • 65. Μπούρας Χ. Βυζαντινή Αθήνα: 10ος–12ος αι. — Αθήνα: Μουσείο Μπενάκη, 2010. — 280 σ.
  • 66. Μπούρας Χ. Η αρχιτεκτονική της μονής του Οσίου Λουκά. — Αθήνα: Μέλισσα, 2015. — 154 σ.
  • 67. Ξυγγόπουλος Α. Εὑρετήριον τῶν μεσαιωνικῶν μνημείων 1, Ἀθηνῶν // Εὑρετήριον τῶν μεσαιωνικῶν μνημείων της Ελλάδος / Επιμ. Κ. Κουρουνιώτη, Γ.Α. Σωτηρίου. — Τ. 1, B΄. — Αθήνα: Αρχαιολογικόν τμήμα του Υπουργείου Παιδείας, 1929. — Σ. 59–122.
  • 68. Ορλάνδος Α. Κ. Δύο βυζαντινά μνημεία της Δυτικής Κρήτης // Αρχείον των Βυζαντινών μνημείων της Ελλάδος. — 1955–1956. — Τ. Η΄. — Σ. 126–205.
  • 69. Παναγόπουλος Γ. Αποκατάστασης του ναού Κοιμήσεως Θεοτόκου στην Κυριάννα Ρεθύμνου // Αρχαιολογικό έργο Κρήτης. Πρακτικά της 1ης Συνάντησης, Ρέθυμνο, 28–30 Νοεμβρίου 2008 — Τ. 1. — Ρέθυμνο: Φιλοσοφική Σχολή Πανεπιστημίου Κρήτης, 2010. — Σ. 568–577.
  • 70. Τάντσης Α. Το υπέρωο στη βυζαντινή ναοδομία. Διδακτορική διατριβή. Θεσσαλονίκη, 2008.
  • 71. Τωμαδάκης Ν. Β. Ο Άγιος Ιωάννης ο Ξένος και η διαθήκη αυτού // Κρητηκά χρονηκά. — 1948. — Τ. Β΄. — Σ. 47–72.