Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-60
Заголовок Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции
Автор email davydov-olga@yandex.ru
Сведения об авторе Давыдова Ольга Сергеевна — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21. Москва, Российская Федерация. 119034. davydov-olga@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6834-3291
В рубрике Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa2111-07-60
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 743756
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.103(2)
Аннотация

В статье анализируются научные тенденции в области искусствоведческого изучения символизма на основе уникального в мировой практике опыта российских специалистов по составлению «Библиографического указателя: “Символизм в визуальном искусстве: середина XIX — первая треть XX века”». Данный труд, осуществленный в 2019 г. коллективом межинститутской группы «Европейский символизм и модерн», стал первой попыткой систематизации литературы научно-исследовательского и источниковедческого характера, опубликованной более чем за столетний период и посвящённой символизму в визуальных областях творчества. Искусствоведческий принцип отбора библиографических экземпляров, положенный в основу концепции указателя (автор композиции О. С. Давыдова), выявил глобальную ситуацию в области достигнутых результатов по освоению символизма и модерна, расставил акценты в содержательной и тематической проблематике, волновавшей исследователей символизма в разных странах его бытования (охвачены 22 страны). На настоящем этапе это помогло взглянуть на процесс освоения творческой судьбы символизма с точки зрения истории и теории искусства в мировом масштабе. Современный междисциплинарный подход, который актуализировала работа над указателем, позволил и в данной статье уделить внимание не только процессу изучения символизма как художественного феномена, но и вопросам профессиональных методологических поисков в области искусствознания. В этой связи впервые рассмотрены возможности влияния символизма на сложение особенностей аналитической истории искусства за пределами трудов, посвящённых ему в качестве специального предмета исследования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Давыдова О. С. Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 743–756. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-60
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Актуальные проблемы искусства символизма. II. Библиографический указатель: «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века» / Отв. ред. и сост. О. С. Давыдова // Актуальные проблемы искусства символизма. I. Историко-теоретические исследования; II. Библиографический указатель: «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века» / Государственный институт искусствознания; I. Отв. ред. и сост.: И. Е. Светлов; II. Отв. ред. и сост. О. С. Давыдова. — М.: Азбуковник, 2020. —382 с. (в печати).
  • 2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост., ред., вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  • 3. Валери П. Дега, танец, рисунок. [Отступление] // Валери П. Об искусстве. — М.: Искусство, 1993. — С. 241–259.
  • 4. Ванеян С. С. Монументальные моменты мнемотопа. О некоторых аспектах и измерениях произведения искусства как исторического памятника и художественного творения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2012. — С. 327–333.
  • 5. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности / Сост. и пер. с нем. Е. Козиной. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 382 с.
  • 6. Готье Т. Мадемуазель де Мопен / Пер. Е. B. Баевская. — М.: Терра, 1997. — 391 с.
  • 7. Гофман И. М. Голубая роза. — М.: Вагриус, 2000. — 336 с.
  • 8. Давыдова О. С. Предисловие. О «Связи времен…» в контексте символизма // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / Отв. ред. и сост. О. С. Давыдова. — М.: БуксМАрт, 2020. — С. 13–24.
  • 9. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. — М.: Искусство, 1962. — 314 c.
  • 10. Киселев М. Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX–XX вв. Проблема стиля // Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве: Сб. статей современных искусствоведов: Посвящается памяти выдающегося художественного критика В. И. Костина. — М.: Мусагет, 2002. — С. 219–238.
  • 11. Коваленская Т. М. М. А. Лифшиц и Третьяковская галерея. (Воспоминания) // Лифшиц М. Почему я не модернист? / Сост., предисл., коммент. В. Г. Арсланов. — М.: Искусство–XXI век, 2009. — С. 582–589.
  • 12. Костеневич А. Г. Матисс и мастерская Моро // Труды Государственного Эрмитажа. — Т. XIV. — Л.: Аврора, 1973. — С. 155–166.
  • 13. Костеневич А. Г. На орбите символизма // Костеневич А. Искусство Франции 1860–1950. Живопись. Рисунок. Скульптура: в 2-х томах. Т. I. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — С. 269–276.
  • 14. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия. 1870–1900. — М: Изобразительное искусство, 1994. — 269 c.
  • 15. Лаврский Н. Указатель книг и статей по вопросам искусства (живопись и скульптура). — М.: Творчество, 1914. — 24 с.
  • 16. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 447 с.
  • 17. Мальро А. Голоса Безмолвия / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова; под ред. и с примеч. А. В. Шестакова. — СПб.: Наука, 2012. — 871 с.
  • 18. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве. — М.: Искусство, 1991. — 396 с.
  • 19. Острой О. С. История искусствоведческой библиографии в России. 1917–1991. — СПб.: Российская национальная библиотека, 1994. — 232 с.
  • 20. Пастон Э. В. Абрамцево: Искусство и жизнь. — М.: Искусство, 2003. — 431 с.
  • 21. Перси У. Модерн и слово: стиль и модерн в литературе России и Запада / Пер. с итал. Яны Токаревой. — М.: Аграф, 2007. — 224 с.
  • 22. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. 2-е изд. [1-e изд. — 1995]. — М.: Белый город, 2001. — 328 с.
  • 23. Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М.: Искусство, 1989. — 294 с.
  • 24. Светлов И. Е. Символизм. — М.: Белый город. 2011. — 48 с.
  • 25. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. — М.: Академический Проект, 2014. — 151 с.
  • 26. Соколов М. Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада. О классическом искусстве XIII–XVII вв. Очерки / [Под ред. А. Д. Чегодаева]. — М.: Наука, 1977. — С. 227–249.
  • 27. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. — М.: Искусство, 1970. — 292 с.
  • 28. Столбов В. Теофиль Готье. Очерк жизни и творчества // Готье Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1972. — С. 3–42.
  • 29. Торопыгина М. Ю. Атлас «Мнемозина». Non finito в истории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2012. — С. 314–320.
  • 30. Торопыгина М. . Генрих Лютцелер о систематизации подходов в изучении искусства и междисциплинарных связях актуальные проблемы теории и истории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: тезисы 2015. URL: https://actual-art.spbu.ru/files/thesis/Toropygina.pdf (дата обращения: 15.01.2021)
  • 31. Турчин В. С. Призрачное… неполное бытие. Об одной важной формально-смысловой компоненте в структуре символистского образа // Турчин В. С. От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха. В 2-х т. Т. I. / Науч. ред.-сост. М. В. Нащокина. — М.: Прогресс-Традиция, 2016. — С. 551–597.
  • 32. Федоров-Давыдов А. А. Природа стиля. Живопись [1929] // Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — С. 126–183.
  • 33. Ханзен-Лёве А. Мифопоэтический символизм. Система поэтических мотивов. — СПб.: Академический проект, 2003. — 815 с.
  • 34. Bowlt J. E. Russian Symbolism and the “Blue Rose” Movement // The Slavonic and East European Review. — 1973. — Vol. 51. — Νο. 123, April. — P. 161–181.
  • 35. Dali S. De la beauté terrifiante et comestible, de l’Architecture Modern Style // Minotaure REVUE. — 1933. — Νο. 3–4. — P. 69–76.
  • 36. Gombrich E. H. Botticelli’s Mythologies. A study in the Neoplatonic Symbolism of His Circle // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1945. — Νο. VIII. — P. 7–60.
  • 37. Jullian Ph. Esthètes et Magiciens: l’art fin de siècle. — Paris: Librairie académique Perrin, 1969. — 349 p.
  • 38. Julian Ph. Dreamers оf Decadence: Symbolist Painters of the 1890s. New York: Praeger, 1971. — 272 p.
  • 39. Jumeau-Lafond J.-D. Les Peintres de l’âme. Le Symbolisme idéaliste en France. — Gent: Snoeck-Ducaju & Zoon Antwerpen: Pandora, [1999]. — 192 p.
  • 40. Mental Illnesses in Symbolism / Ed. R. Neginsky. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholar Publishing, 2017. — 166 p.
  • 41. Symbolism: a bibliography of symbolism as an international and multi-disciplinary movement / Сomp., ed. D. L. Anderson, with G. S. Maas and D.-М. Savoye. — New York: New York University Press, 1975. — 160 p.
  • 42. Tschudi-Madsen S. Sources of Art Nouveau. — Oslo, Norway: H. Aschehoug, 1956. — 488 p.