Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-59
Заголовок |
Изучение армянской и грузинской средневековой архитектуры и его значение в сложении «армянского» стиля во второй половине XIX века |
Автор |
Баева О. В.; Казарян А. Ю. |
email |
armenkazaryan@yahoo.com |
Сведения об авторе |
Баева Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. olabaeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-0808-9842
Казарян Армен Юрьевич — доктор искусствоведения, директор. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Душинская ул., д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. armenkazaryan@yahoo.com ORCID: 0000-0002-8039-207X
|
В рубрике |
Русское искусство XVIII–XIX века |
DOI | 10.18688/aa2111-07-59 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
729–742 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
7.035(4-191)3 |
Индекс ББК |
85.113(2) |
Аннотация |
Изучение процесса познания армянской и грузинской средневековой архитектуры в XIX в. является актуальным не только с точки зрения проблематики самой историографии. Немаловажное значение имеет оно для понимания настроя интеллектуальной элиты и творческих идей того времени. На примере ряда армянских и русских православных церквей в пределах юга европейской части Российской империи во второй половине XIX в. в статье исследуется вопрос о взаимосвязи отмеченного научного направления с одновременным архитектурным творчеством, воспевающим формы средневековых храмов Армении и Грузии.
Сложение в России нового архитектурного стиля, рожденного из основ византийского и условно названного в статье «армянским», как и интерес к храмам Армении и Грузии, определялись представлениями об их принадлежности византийской архитектуре, особым характером ориентализма в России и геополитическими реалиями эпохи. Выявляется два направления этого стиля. В первом древним постройкам Закавказья уподоблены общие формы, с которыми сочетается в основном романский декор. Второе ориентировано на воспроизведение архитектурных форм и орнаментов памятников Армении и Грузии из альбомов Г. Г. Гагарина и Д. И. Гримма.
Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2021 год, тема № 1.1.1.1. |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Баева О. В.; Казарян А. Ю. Изучение армянской и грузинской средневековой архитектуры и его значение в сложении «армянского» стиля во второй половине XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 729–742. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-59
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Баева О. В., Казарян А. Ю. Два периода церковного строительства в Нахичевани-на-Дону. Историко-культурный фон стилевых предпочтений // Архитектурное наследство. — 2018. — Вып. 69. — С. 60–70.
- 2. Баева О. В. Возрождение «армянского» стиля в Российской империи в эпоху историзма. Этапы, направления, идеи // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — 2021. — Вып. 16. (в печати).
- 3. Иванов А. В. Регулярный вернакуляр: свобода внутри решетки (исторический центр Гюмри XIX — середины XX в.) // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — 2017. — Вып. 9. — C. 159–192.
- 4. Казарян А. Ю. Альбом Д. И. Гримма (1864, 1866 гг.) и архитектурный проект церкви Сурб Карапет в Нахичевани-на-Дону // Архитектурное наследство: Памяти О. Х. Халпахчьяна. — М.: КРАСАНД, 2011. — С. 165–191.
- 5. Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII века: формирование и развитие традиции. — Т. 1. — М.: Locus Standi, 2012. — С. 40–44.
- 6. Казарян А. Ю. Архитектура армянского собора во Львове. Истоки композиции и декора первоначального храма // Международная научная конференция «Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой» (Минск, 9–11 октября 2012) / Сост., отв. ред. И. Н. Скворцова. — Минск: «Арт Дизайн», 2013. — С. 116–126.
- 7. Казарян А. Ю. Анийский археологический институт. Диапазон деятельности и основы достижения успеха // Вопросы всеобщей истории архитектуры.— 2016. — Вып. 7. — С. 9–27.
- 8. Казарян А. Ю. Новые данные о куполах храмов Ани. Часть первая. Кафедральный собор зодчего Трдата // Вопросы всеобщей истории архитектуры.— 2018. — Вып. 10. — С. 145–169.
- 9. Кирилко В. П. Харакская церковь Н. П. Краснова: рождение шедевра // История и археология Крыма. — 2015. — Вып. II. — С. 470–479.
- 10. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х–1910-х годов. — М.: Искусство, 1982. — 399 с.
- 11. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986. — 344 с.
- 12. Кириченко Е. И. Архитектор Василий Косяков. — М.: БуксМАрт, 2016. — 351 с.
- 13. Красовский М. В. Исследования по архитектуре Византии / Под науч. ред. Ю. Р. Савельева. — М.: Индрик, 2019. — 536 с.
- 14. Печёнкин И. Е. Архитектурное наследие Закавказья глазами теоретиков и практиков эпохи историзма // Материалы международного симпозиума «Армения — Россия: диалог в пространстве художественной культуры», 15–16 ноября 2010 г. / Отв. ред. А. Ю. Казарян. — М.: 2010.— С. 26.
- 15. Печёнкин И. Е. Архитектурное наследие Закавказья глазами теоретиков и практиков эпохи историзма // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 16. — 2021. (в печати).
- 16. Сергеев А. Ю. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2011. — № 3. — С. 43–50.
- 17. Хрушкова Л. Г. Изучение христианских памятников Кавказа и современные дискуссии // Вопросы всеобщей истории архитектуры. — Вып. 10. — 2018. — С. 67–103.
- 18. Шахазиз Е. О. Новый Нахичеван и новонахичеванцы; Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана / Пер. с арм. Ш. М. Шагиняна. — Ростов-на-Дону: Книга, 2005. — 240 с.
- 19. Долуханян Л. К. Ованнес Каджазнуни (Հովհաննես Քաջազնունի). — Ереван: ООО Аревик-рекорд, 1997. — 75 с.
- 20. Тигранян Э. А. Деятельность армянских архитекторов в Закавказье. Конец XIX — начало XX века (Հայ ճարտարապետների գործունեությունը Անդրկովկասում. XIX դարի վերջ — XX դարի սկիզբ). — Ереван: Воскан Ереванци, 2000. — 263 с.
- 21. Baeva O., Kazaryan A. Armenian Church Architecture in the Town of Nakhichevan-on-Don: From Russian Neoclassicism to National Revival // RIHA Journal 0218, 20 July 2019. DOI: 10.11588/riha.2019.0.69967
- 22. Foletti I., Rakitin P. From Russia with Love: The First Russian Studies on the Art of Southern Caucasus // Venezia Arti. — Vol. 27: Discovering the Art of Medieval Caucasus (1801–1945) / Eds. I. Foletti, S. Riccioni. — 2018. — P. 15–31. DOI 10.30687/VA/2385-2720/2018/27/001
- 23. Kazaryan A. Yu. The Church in the Village of Krym and Its Place in the Architecture of Don Armenians // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. (ICASSEE 2021). — Paris: Atlantis Press, 2021. (в печати).
- 24. Maranci Ch. Early European Travelers and Their Contributions to the Study of Armenian Architecture // Journal of the Society for Armenian Studies. — 1998, 1999 (2000). — Vol. 10. — P. 7–28.
|