Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-58
Заголовок |
Два «русских стиля», Владимир Стасов и один миф в истории русского искусства XIX века |
Автор |
Печёнкин И. Е. |
email |
pech_archistory@mail.ru |
Сведения об авторе |
Печёнкин Илья Евгеньевич — кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории русского искусства. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993. pech_archistory@mail.ru ORCID: 0000-0002-8000-7792 |
В рубрике |
Русское искусство XVIII–XIX века |
DOI | 10.18688/aa2111-07-58 |
Год |
2021 |
Номер сборника |
11 |
Страницы |
718–728 |
Тип статьи |
Научная статья |
Индекс УДК |
72.035 + 7.067.3 |
Индекс ББК |
85.113(2) |
Аннотация |
Актуальный взгляд на отечественный художественный процесс XIX в. в значительной степени определён опытом советского искусствознания, которое, в свою очередь, апеллировало к авторитету критика В. В. Стасова (1824–1906). Один из сюжетов, позволяющих оценить тенденциозность предложенных им интерпретаций, связан с вопросом о «русском стиле» в архитектуре пореформенной России. Субъективистский и противоречивый характер суждений Стасова о национальном и демократическом искусстве отрефлексирован современными исследователями. Однако, как показывает автор настоящей статьи, прочтение текстов Стасова советскими историками архитектуры также являлось предвзятым.
Это хорошо видно на примере разработанного Е. И. Кириченко положения о якобы имевшем место в архитектуре 1870–1890-х гг. противостоянии двух различных версий «русского стиля», отражавших политическую оппозицию официальной народности и разночинной интеллигенции. В основе этой дихотомии действительно можно обнаружить противопоставление, проходящее сквозь тексты Стасова. Но при более внимательном их прочтении становится ясно, что критик разграничивает не синхронно развивающиеся официальный и демократический варианты «русского стиля», а две художественные эпохи — связанные с царствованиями Николая I и Александра II соответственно. Стасовская апология «русского стиля» В. А. Гартмана и И. П. Ропета в противовес «казённо-официальной» архитектуре К. А. Тона имела социально-политическую окраску, но ни о какой связи между «ропетовщиной» и взглядами радикальной интеллигенции критик не говорил. Напротив, пафос его выступлений заключался в большом сочувствии делу реформ Александра II, четверть века правления которого описаны Стасовым как период небывалого освобождения русских творческих сил. Расчленение «русского стиля» по «партийной принадлежности» архитекторов и художников контрпродуктивно, поскольку сама эта принадлежность весьма условна. Периодизация, на взгляд автора статьи, является гораздо более адекватным приёмом систематизации материала «русского стиля». |
Ключевые слова |
|
Библиографическая ссылка |
Печёнкин И. Е. Два «русских стиля», Владимир Стасов и один миф в истории русского искусства XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 718–728. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-07-58
|
|
Полный текст статьи |
Язык статьи |
русский |
Список цитируемой литературы |
- 1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Кучково поле, 2016. — 413 с.
- 2. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 318 с.
- 3. Борисова Е. А. Первые архитектурные проекты В. М. Васнецова // Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX — начала ХХ века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. — М.: ГТГ, 2000. — С. 298–305.
- 4. Б. п. Разные известия // Неделя строителя. — 1882. — № 12. — С. 89.
- 5. Бутовский В. И. Русское искусство и мнения о нём Е. Виолле-ле-Дюка, французского учёного архитектора, и Ф. И. Буслаева, русского учёного археолога: критич. обзор В. И. Бутовского. — М.: Тип. А. Г. Гатцука, 1879. — 189 с.
- 6. [Быковский К. М.] О значении изучения древних русских памятников для современного зодчества. Доклад профессора К. М. Быковского // Труды I съезда русских зодчих в С.-Петербурге, 1892 г. — СПб.: Тип. А. С. Хомского и Ко, 1894. — С. 3–14.
- 7. Варламова А. А. Источники композиции и декоративного оформления Погодинской избы // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 1 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2011. — С. 222–226. URL: http://actual-art.org/files/sb/01/Varlamova.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
- 8. Гладких Е. В. Погодинская изба в Москве: новые данные об истории постройки // Архитектурное наследство. Вып. 72. — СПб.: Коло, 2020. — С. 133–144.
- 9. Игнатьева О. В. П. М. Третьяков и В. В. Стасов: диалог о природе национального изобразительного искусства // Вестник Пермского университета. — 2017. История. — Вып. 2(37). — С. 75–84. URL: http://press.psu.ru/index.php/history/article/view/2728/2063 (дата обращения: 15.11.2020).
- 10. Ильин М. А. Русская национальная архитектура и проблема русского стиля // Архитектура СССР. Сборники Союза советских архитекторов. — 1945. — № 9. — С. 31–33.
- 11. Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова (к истории «русского стиля» в Петербурге) // Невский архив. — М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1993. — С. 204–245.
- 12. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 400 с.
- 13. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. — М.: Искусство, 1986. — 344 с.
- 14. Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII — начала XX века. — М.: БуксМАрт, 2020. — 580 с.
- 15. Печёнкин И. Е. Регламентация и свобода в архитектурной политике Александра III // Архитектурно-градостроительный процесс: Регламентации и свобода / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — М.: Ленанд, 2013. — С. 296–320.
- 16. Печёнкин И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX в. // Архитектурное наследство. Вып. 60. — СПб.: Коло, 2014. — С. 241–251.
- 17. Печёнкин И. Е. Несколько соображений о русском стиле в архитектуре XIX века // Артикульт. — 2018. — № 1(29). — С. 50–59. URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/029/ARTICULT-29_(1-2018,P.50-59)-Pechenkin.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
- 18. Прахов А. В. Четвёртая Передвижная выставка // Пчела. Русская иллюстрация. Еженедельный журнал искусств, литературы, политики и общественной жизни. — 1875. — № 10. — С. 121–126.
- 19. Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Художественные сокровища России. — 1903. — № 4–8. — С. 124–229.
- 20. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. — М.: Совпадение, 2008. — 400 с.
- 21. Стасов В. В. После всемирной выставки // Стасов В. В. Избранные сочинения: в 3 т.: Живопись. Скульптура. Музыка / редколлегия: Е. Д. Стасова [и др.]. — М.: Искусство, 1952. — Т. 1. — С. 65–112.
- 22. Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства // Стасов В. В. Избранные сочинения: в 3 т.: Живопись. Скульптура. Музыка / редколлегия: Е. Д. Стасова [и др.]. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2. — С. 499–522.
- 23. Султанов Н. В. Возрождение русского искусства // Зодчий. — 1881. — № 2. — С. 9–11.
- 24. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии: в 2 т. / пер. с англ. И. А. Пильщикова. — Т. 2. — М.: ОГИ, 2004. — 796 с.
- 25. Хобсбаум Э. Изобретение традиций / пер. с англ. С.А. Панарина // Вестник Евразии. — 2000. — № 1. — С. 47–62.
- 26. Шабанов А. Е. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — 336 с.
- 27. Gautier H., Desprez A. Les curiosités de l’exposition de 1878: Guide du visiteur. — Paris: Libraries Ch. Delagrave, 1878. — 212 p.
|