Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-55
Заголовок Развитие пространственной акустики в театрах Северной Италии и сценическая архитектура в эпоху барокко
Автор email sanvito@win.tu-berlin.de
Сведения об авторе Санвито Паоло — Ph. D., Dr. Habil. Arch, доцент. Австрийская академия наук, Институт исследований Габсбургской монархии и Балкан, Hollandstraße 11–13, 1020 Вена, Австрия. sanvito@win.tu-berlin.de ORCID: 0000-0002-5767-9806
В рубрике Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa2111-06-55
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 681698
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 725.82.04 Индекс ББК 85.113(3)
Аннотация

До последних лет исследования, посвящённые итальянской архитектуре Ренессанса, лишь эпизодически обращались к проблеме акустики в замкнутых пространствах. Вместо этого, в настоящее время мы наблюдаем поток публикаций о некоторых наиболее известных театральных архитекторах Европы, таких как Скамоцци или Бибиена, которым недавно были посвящены ряд выставок и симпозиумов. К сожалению, взгляд архитекторов на проблему театральной акустики и их достижения в этой области были удостоены лишь отдельных упоминаний и поверхностных исследований.

Вот почему уже около десяти лет в Германии, где базируются некоторые ведущие европейские исследователи акустики и ведутся оживленные дебаты о театральной архитектуре, необходимо было дать убедительный ответ на ряд ключевых вопросов. Во-первых, какого уровня акустики в целом достигали античные здания; во-вторых, каковы были способы достижения хорошей акустики в архитектуре от Раннего Нового времени до классического периода и, далее, в эпоху романтизма. Автор работы уже несколько лет работает вместе с многочисленными коллегами (в первую очередь из Технического университета Берлина) над вопросами, касающимися изучения сложной акустики в театральных пространствах.

Команда «Аудиокоммуникация (Audiokommunikation)» в Берлине недавно выполнила оценку и работает над обработкой результатов измерений в театре Бибиена в Мантуе и в театре Олимпико в Саббионете. Полученные результаты должны быть проанализированы с использованием соответствующих исторических данных. Записи исторически документированных выступлений могут быть сделаны в безэховой комнате Отдела аудиосвязи.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Санвито П. Развитие пространственной акустики в театрах Северной Италии и сценическая архитектура в эпоху барокко // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 681–698. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-55
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Adorni B. Progetto per il restauro del Teatro Farnese. I Bibiena, una famiglia europea. Lenzi D.; Bentini J. (eds.). Bologna, Marsilio Publ., 2000, pp. 223–224 (in Italian).
  • 2. Algarotti F. Saggio sopra l’opera in musica, s.l., 1755 or Livorno, Marco Coltellini Publ., 1763. (in Italian).
  • 3. Arnaldi E. Idea di un teatro nelle principali sue parti simile a’ teatri antichi all’uso moderno accomodato: con due discorsi, l’uno che versa intorno a’ teatri in generale, riguardo solo al coperto della scena esteriore, l’altro intorno al sofitto di quella del Teatro Olimpico di Vicenza, opera dell’insigne Andrea Palladio. Vicenza, Veronese Publ., 1762. (in Italian).
  • 4. Beranek L. L. Music, Acoustics & Architecture. New York, Wiley Publ., 1962. 586 p.
  • 5. Bjurström P. Carl Gustaf Tessin och konsten: en konstbok från Nationalmuseum, Stockholm, Rabén & Sjögren Publ., 1970. 134 p. (in Swedish).
  • 6. Ciancarelli R. Il progetto di una festa barocca: Alle origini del teatro Farnese di Parma (1618–1629). Roma, Bulzone Publ., 1987. 279 p. (in Italian).
  • 7. Collier W. Rediscovered Theatre Drawings by Antonio Bibiena. Apollo, iss. 86, 1967, pp. 108–111.
  • 8. D’Alberto L. Antonio Galli Bibbiena e il teatro dell’Accademia di Mantova nel quadro delle ricerche di rinnovamento degli organismi teatrali svoltesi nei secoli XVII e XVIII. Civiltà mantovana, iss. 5, 1971, pp. 369–390 (in Italian).
  • 9. Galli Bibiena F. L’architettura civile preparata sú la geometria, e ridotta alle prospettive. Parma, Paolo Monti Publ., 1711. (in Italian).
  • 10. Laine M. et al (eds.). Nicodemus Tessin the Younger, Royal Architect and Visionary, vol. 3. Travel Notes 1673–77 and 1687–88. Stockholm, National Museum Publ., 2002. 459 p.
  • 11. Lenzi D. L’arte del Settecento emiliano; architettura, scenografia, pittura di paesaggio. Matteucci Armandi A. M.; Lenzi D. (eds.). X Biennale d’Arte Antica: l’ arte del Settecento emiliano; architettura, scenografia, pittura di paesaggio. Bologna, Edizioni Alfa Publ., 1979 (1980), pp. 71–96 (in Italian).
  • 12. Lo Prete L. Enea Arnaldi teorico ed architetto. Arte veneta, iss. 23, 1969 (1970), pp. 181–191 (in Italian).
  • 13. Quecke U. Das Teatro Scientifico in Mantua: Architektur und Funktion eines oberitalienischen Akademietheaters des 18. Jahrhunderts. Frankfurt am Main, Lang Publ., 1997. 303 p. (in German).
  • 14. Rothgordt K. Il Teatro Accademico del Bibbiena in Mantova. Mantova, Stamperia Citem Publ., 1972. 38 p.(in Italian).
  • 15. Sanvito P. Die Akustik des Teatro Olimpico in Vicenza. Fortschritte der Akustik: DAGA 2011 (37. Jahrestagung für Akustik). Düsseldorf, DAGA Publ., 2011, pp. 33–35(in Italian).
  • 16. Sanvito P. Il Teatro Olimpico di Vicenza. La genesi di un’impresa architettonica e l’Accademia sua fondatrice. Napoli, Paparo Edizioni, 2012. 110 p. (in Italian).
  • 17. Sanvito P.; Weinzierl S.; Schulz F. L’acustica del Teatro Olimpico. Odeo Olimpico (Vicenza), 2013, pp. 463–492 (in Italian).
  • 18. Sanvito P. Francesco di Giorgio, Constructing Acoustical Spaces. Pegasus (Berlin), iss. 17, 2015, pp. 9–32.
  • 19. Sanvito P.; Weinzierl S.; Schulz F. The Acoustics of Renaissance Theatres in Italy: Vicenza, Sabbioneta, Parma. Acta Acustica united with Acustica, iss. 101, 2015, pp. 632–643.
  • 20. Sanvito P. Theatre Theory and Acoustics in Sabbioneta. The Invention of an Experimental Architectural Typology. Barbieri F.; Sanvito P. (eds.). Scamozzi teorico europeo. L’opera dell’ultimo dei vitruviani tra Italia, Polonia e Inghilterra. Vicenza, edizioni dell’Accademia Olimpica Publ., 2016, pp. 54–78.
  • 21. Sanvito P. Der Stellenwert des Parmenser Theaters Farnese in der Geschichte des höfischen Musiktheaters und in der Geschichte der Akustik. Musiktheater im höfischen Raum. Heidelberg, Heidelberg University Publ., 2019, pp. 199–228 (in German).
  • 22. Togliani C. Il teatro ducale di Sabbioneta. Zuccoli N. (ed.). Teatri storici nel territorio mantovano, forme, significato, funzioni. Mantova, G. Arcari Publ., 2005, pp. 61–80 (in Italian).
  • 23. Torelli S. Le caratteristiche acustiche del Teatro “Scientifico” di Antonio Galli Bibiena in Mantova. Civiltà mantovana, series 3, iss. 36, 2001, pp. 112, 114–131 (in Italian).
  • 24. Weinzierl S. Handbuch der Audiotechnik. Berlin, Springer Publ., 2008. 1205 p. (in German).