Заголовок | Композиция большого фриза Парфенона и организация афинского общества в эпоху демократии Перикла | ||||||||
Автор | Маврояннис Т. | theomav@ucy.ac.cy | |||||||
Сведения об авторе | Маврояннис Теодорос — Ph. D., профессор. Кипрский университет, Kallipoleos 75, P.O. Box 20537 1678, Никосия, Кипр. theomav@ucy.ac.cy | ||||||||
В рубрике | Искусство Древнего мира | DOI | 10.18688/aa2111-01-13 | ||||||
Год | 2021 | Номер сборника | 11 | Страницы | 144–156 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.032 | Индекс ББК | 63.4 (3) | ||||
Аннотация |
В статье анализируется проблема представительства различных слоев афинского общества в изобразительной программе Парфенона. Автор высказывает суждение о том, что до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения о структуре композиции, изображающей Панафинейскую процессию в рельефах большого фриза главного храма Афин. Главный вопрос следовало бы сформулировать так: изображают ли рельефы главного фриза Парфенона некое идеализированное шествие во время великих Панафиней, когда все население Афин объединяется, независимо от своего социального положения, или это исторический документ, созданный для увековечивания празднования в какой-то определенный день между 447 и 432 гг. до н. э. Население Афин, согласно законам Солона 591 г. до н. э., было строго организовано и подразделялось на четыре класса граждан, исходя из их доходов от земельной собственности. Луиджи Бески считал, что композиция подразумевает деление афинян на 10 территориальных фил, появившихся в результате реформ Клисфена в 509 г. до н. э. Однако отсутствие на фризе представителей низшего и наиболее многочисленного класса граждан — фетов, которые фактически приобрели большой вес после битвы при Саламине в 480 г. до н. э., создает множество проблем. Принимая во внимание, что главное место в рельефах фриза отведено афинской кавалерии, можно допустить, что демократия Перикла еще не вступила на тот радикальный путь, которым пошло общество после реформы Эфиальта 461 г. до н. э. об отмене привилегий ареопага. К сожалению, у нас нет достаточных сведений обо всех реформах Перикла, предпринятых после 447 г. до н. э., особенно в части государственных выплат и преобразований, относящихся к высшему классу афинского общества. Наиболее вероятно, что демократия Перикла сохранила класс аристократии, который появляется только во фризе и должен отождествляться с двумя высшими классами эпохи Солона. Следовательно, в нашем распоряжении нет достаточных оснований, подтверждающих, что законы Солона были отменены или заменены новыми демократическими институтами. Фактически, количество всадников на фризе Парфенона 144, они представлены группами по трое, что в точности соответствует набору воинов от 48 навкрарий, древних территориальных округов, учрежденных для государственных сборов ещё Солоном. Заметное положение во фризе отведено метекам, иноземцам, проживавшим в Афинах и своими средствами вносившим существенный вклад в организацию празднества. Таким образом, переосмыслив иконографию большого фриза Парфенона, мы можем глубже понять структуру афинского общества. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Маврояннис Т. Композиция большого фриза Парфенона и организация афинского общества в эпоху демократии Перикла // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 144–156. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-13 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | английский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|