Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-13
Заголовок Композиция большого фриза Парфенона и организация афинского общества в эпоху демократии Перикла
Автор email theomav@ucy.ac.cy
Сведения об авторе Маврояннис Теодорос — Ph. D., профессор. Кипрский университет, Kallipoleos 75, P.O. Box 20537 1678, Никосия, Кипр. theomav@ucy.ac.cy
В рубрике Искусство Древнего мира DOI10.18688/aa2111-01-13
Год 2021 Номер сборника 11 Страницы 144156
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.032 Индекс ББК 63.4 (3)
Аннотация

В статье анализируется проблема представительства различных слоев афинского общества в изобразительной программе Парфенона. Автор высказывает суждение о том, что до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения о структуре композиции, изображающей Панафинейскую процессию в рельефах большого фриза главного храма Афин. Главный вопрос следовало бы сформулировать так: изображают ли рельефы главного фриза Парфенона некое идеализированное шествие во время великих Панафиней, когда все население Афин объединяется, независимо от своего социального положения, или это исторический документ, созданный для увековечивания празднования в какой-то определенный день между 447 и 432 гг. до н. э. Население Афин, согласно законам Солона 591 г. до н. э., было строго организовано и подразделялось на четыре класса граждан, исходя из их доходов от земельной собственности. Луиджи Бески считал, что композиция подразумевает деление афинян на 10 территориальных фил, появившихся в результате реформ Клисфена в 509 г. до н. э. Однако отсутствие на фризе представителей низшего и наиболее многочисленного класса граждан — фетов, которые фактически приобрели большой вес после битвы при Саламине в 480 г. до н. э., создает множество проблем. Принимая во внимание, что главное место в рельефах фриза отведено афинской кавалерии, можно допустить, что демократия Перикла еще не вступила на тот радикальный путь, которым пошло общество после реформы Эфиальта 461 г. до н. э. об отмене привилегий ареопага. К сожалению, у нас нет достаточных сведений обо всех реформах Перикла, предпринятых после 447 г. до н. э., особенно в части государственных выплат и преобразований, относящихся к высшему классу афинского общества. Наиболее вероятно, что демократия Перикла сохранила класс аристократии, который появляется только во фризе и должен отождествляться с двумя высшими классами эпохи Солона. Следовательно, в нашем распоряжении нет достаточных оснований, подтверждающих, что законы Солона были отменены или заменены новыми демократическими институтами. Фактически, количество всадников на фризе Парфенона 144, они представлены группами по трое, что в точности соответствует набору воинов от 48 навкрарий, древних территориальных округов, учрежденных для государственных сборов ещё Солоном. Заметное положение во фризе отведено метекам, иноземцам, проживавшим в Афинах и своими средствами вносившим существенный вклад в организацию празднества. Таким образом, переосмыслив иконографию большого фриза Парфенона, мы можем глубже понять структуру афинского общества.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Маврояннис Т. Композиция большого фриза Парфенона и организация афинского общества в эпоху демократии Перикла // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. С. 144–156. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-01-13
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Beschi L. Il fregio del Partenone: una proposta di lettura. Atti della Accademia Nazionale dei Lincei, 1984, pp. 173–195 (in Italian).
  • 2. Boardman J. The Parthenon Frieze: Another View. Höckmann U.; Krug A. (eds.). Festschrift für Frank Brommer. Mainz, Verlag Philipp von Zabern Publ., 1977, pp. 39–49.
  • 3. Boardman J. The Parthenon Frieze. Berger E. (ed.). Parthenon-Kongress Basel, Referate und Bericht 4 bis 8 April 1982. Mainz, Philipp von Zabern Publ., 1984, pp. 210–215.
  • 4. Brommer F. Der Parthenonfries: Katalog und Untersuchung. Mainz am Rhein, Philipp von Zabern Publ., 1977. 292 p. (in German).
  • 5. Clerc M. Les métèques athéniens. Étude sur la condition légale, la situation morale et le rôle social et économique des étrangers domiciliés à Athènes (BÉFAR 64). Paris, Ernest Thorin Publ., 1893. 476 p. (in French).
  • 6. Connelly J. B. Parthenon and Parthenoi: A Mythological Interpretation of the Parthenon Frieze. American Journal of Archaeology, 1996, vol. 100, no. 1, pp. 53–80.
  • 7. Connelly J. B. The Parthenon Enigma: A New Understanding of the World’s Most Iconic Building and the People Who Made It. New York, Alfred A. Knopf Publ., 2014. 528 p.
  • 8. Delivorrias A. I Zoofóros toú Parthenóna. Tó próvlima, i próklisi, i ermineía. Athens, Melissa Press Publ., 2004. 192 p. (in Greek).
  • 9. Figueira Th. J. The Athenian Naukraroi and Archaic Naval Warfare. Cadmo, Centro de Historia da Universidade de Lisboa, 2011, no. 21, pp. 183–210.
  • 10. Harrison E. B. The Web of History: A Conservative Reading of the Parthenon Frieze. Niels J. (ed.). Worshipping Athena: Panathenaia and Parthenon. Madison, University of Wisconsin Press Publ., 1996, pp. 198–214.
  • 11. Hurwitt J. M. The Athenian Acropolis, History, Mythology and Archaeology from the Neolithic Era to the Present. Cambridge University Press Publ., 1999. 408 p.
  • 12. Gabrielsen V. The Naukrariai and the Athenian Navy. Classica & Medevalia, 1985, vol. 36, pp. 21–51.
  • 13. Jenkins I. D. The Parthenon Frieze. London, British Museum Press Publ., 1994. 119 p.
  • 14. Jenkins I. D. The Composition of the So-Called Eponymous Heroes on the East Frieze of the Parthenon. American Journal of Archaeology, 1985, Centennial Issue 89, no. 1, pp. 121–127.
  • 15. Lambert S. D. The Phratries of Attica (Michigan Monographs in Classical Antiquity. Ann Arbor, The University of Michigan Press Publ., 1998. 440 p.
  • 16. Manville Ph. The Origins of Citizenship in Ancient Athens, Princeton Legacy Library Publ., 1990. 280 p.
  • 17. Marcaccini C. The Treasurers of Athena in the Late 5th Century B.C. When Did They Take Office. Hesperia, 2015, vol. 84, pp. 515–532.
  • 18. Martin A. Les cavaliers Athéniens (BÉFAR 47). Paris, Ernest Thorin Publ., 1887. 588 p. (in French).
  • 19. Nagy B. Athenian Officials on the Parthenon Frieze. American Journal of Archaeology, 1992, vol. 96, no. 1, pp. 55–69.
  • 20. Neils J. The Parthenon Frieze. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2001. 313 p.
  • 21. Neils J. With Noblest Images on All Sides: The Ionic Frieze of the Parthenon. Neils J. (ed.). The Parthenon: From Antiquity to the Present. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2005, pp. 199–223
  • 22. Pollitt J. J. The Meaning of the Parthenon Frieze. Buitron-Oliver D. (ed.). The Interpretation of Architectural Sculpture in Greece and Rome. Washington, D.C., National Gallery of Art Publ., 1997.
  • 23. Pritchard D. M. The Horsemen of Classical Athens. Some Considerations on Their Recruitment and Social Background. Athenaeum, 2018, vol. 106, no. 2, pp. 439–453.
  • 24. Schuchardt W. Die Entstehung des Parthenonfrieses. Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, 1930, vol. 44, pp. 218–280 (in German).
  • 25. Shear J. L. Serving Athena. The Festival of the Panathenaia and the Construction of Athenian Identities. Cambridge University Press Publ., 2021. 500 p.
  • 26. Spence I. G. The Cavalry of Classical Greece: A Social and Military History with Particular Reference to Athens. Oxford, Oxford University Press Publ., 1993. 346 p.
  • 27. Stevenson T. The Parthenon Frieze in Recent Scholarship: Problems and Interpretations. Ancient History, 2000, vol. 30, no. 1, pp. 42–67.
  • 28. Traill J. S. The Political Organization of Attica, Hesperia, Supplement 14, Princeton, 1975. xviii, 135 p.
  • 29. Worley L. J. Hippeis. The Cavalry of Ancient Greece. Westview Press: Boulder, San Francisco, Oxford, 1994. xiii, 241 p.
  • 30. Woronoff M. Chevaux et cavaliers en Grèce antique. Academie des Sciences et Lettres de Montpelier, Comunications présentées en 2010, 2010, pp. 212–222 (in French).