Заголовок | Образ регулярной площади в архитектуре московского классицизма: между проектом и реальностью | ||||||||
Автор | Клименко Ю. Г. | y-klim@yandex.ru | |||||||
Сведения об авторе | Клименко Юлия Гаврииловна — кандидат архитектуры, профессор. Московский архитектурный институт (Государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. | ||||||||
В рубрике | Русское искусство XVIII–XIX века | DOI | 10.18688/aa200-2-26 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 293–305 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 72.035 | Индекс ББК | 85.11 | ||||
Аннотация |
Первый проектный план Москвы совсем скоро отметит 250-летний юбилей. Выполненный с целью скорейшего благоустройства исторического города, он был утверждён Екатериной II в 1775 г. Проект содержал приёмы, отражающие знание его авторами лучших достижений западно-европейского искусства в области градостроительства. Впрочем, далеко не все намеченные в документе прогрессивные замыслы по регулированию живописного пространства удалось осуществить полностью. Статья посвящена изучению истории реализации генплана и попыток создания в средневековом городе первых геометрически правильных площадей, соответствующих классицистическим принципам западноевропейского градостроительства. Работа восполняет существенную лакуну в исследовании градостроительной политики Екатерины Великой и вводит в научный дискурс значительный пласт вновь выявленных чертежей из фондов московской Управы благочиния. Анализ этих документов позволяет точнее определить эволюцию архитектурного языка, механизм делопроизводства и квалификацию исполнителей в классицистической Москве. Наряду с конкретными вопросами, касающимися атрибуции проектного плана, в статье затрагивается широкий круг проблем, связанных с русско-французскими контактами в области градостроительного искусства. Особое внимание уделяется анализу терминологии и сравнению толкования термина «площадь» в разных архитектурных школах эпохи Просвещения. Верная трактовка нереализованных проектных замыслов, лежащих в основе исторических планов «столичного города» эпохи классицизма, позволяет объяснить логистику последующих урбанистических реформ. Эти и другие указанные положения обуславливают значение и актуальность данной темы как для историко-архитектурного понимания эволюции градостроительных принципов классицизма, так и в контексте современных проблем по реконструкции городского пространства Москвы. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Клименко Ю. Г. Образ регулярной площади в архитектуре московского классицизма: между проектом и реальностью // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 293–305. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-26 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|