Сведения об авторе |
Арутюнян Юлия Ивановна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Дворцовая наб., д. 2/4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186; профессор кафедры зарубежного искусства. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, Университетская наб., д. 17, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. |
Аннотация |
В статье разработан принцип использования методов визуальной интерпретации в контексте проблематики современной истрии искусства при изучении европейского рисунка и печатной графики раннего Нового времени. Исследуются возможности расширения методологической и источниковедческой базы искусствоведения за счёт внедрения междисциплинарных подходов к исследуемому материалу. Современная культура порождает новый историзм мышления, ориентированный на ценностные установки памяти — от личного опыта и внутригрупповой константы до социальной функции и коллективного феномена. Актуализация методов культурной реконструкции и интерпретациивизуальных практик позволяет рассматривать графические листы как произведения искусства и как документы эпохи, раскрывающие сферы эстетических предпочтений, ожиданий заказчика, идей освоения природного пространства, представлений о ключевых понятиях взаимоотношений архитектуры и ландшафта. Вводится принцип комплексного анализа произведений графики, особое внимание уделено идеям визуальной риторики в трактовке изображений архитектуры. Отмечены роль личности заказчика, вопрос целеполагания при создании графических циклов, особенности картографии и травелогов, выявлена попытка визуализации путешествий, затронут вопрос социальной роли и политической репрезентации при выборе изобразительных мотивов. Предлагается комплекс подходов к анализу сюжетно-тематического поля, принципов трактовки композиции и пространственных структур архитектурных штудий и увражей, реставрационных материалов и исторических реконструкций, научной и книжной иллюстрации, графических «путешествий» и видовых гравюр, исторических и топографических изданий. Методы визуальной интерпретации закономерностей воплощения архитектурных форм в графике позволяют выявить комплексный принцип бытования подобных изображенийв европейской культуре XVII–XVIII вв. Обращение к образам готики порождает не только негативную оценку эстетических особенностей стиля, но и интерпретацию принципов использования мотивов для риторического указания на древность традиции и приверженность идеалам веры. |
Список цитируемой литературы |
- 1. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. — СПб.: Азбука-классика, 2008.— 381 с.
- 2. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие / Отв. ред. В. И. Рутенбург. — М.: Наука, 1987.— 345 с.
- 3. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980–1420 годов / Пер. О. Е. Ивановой, М. Ю. Рожновой. — М.: Ладомир, 2002.— 384 с.
- 4. Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. В. Колесникова. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — 316 с.
- 5. Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк (987–1460) / Пер. Г. А. Абрамова, В. А. Павлова. — М.: Международные отношения, 2001.— 416 с.
- 6. Дюби Ж. Тысячный год от Рождества Христова / Пер. Н. Матяш. — М.: Путь, 1997.— 239 с.
- 7. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках преимущественно в Италии / Записки историко-филологического факультета Императорского Петроградского университета: Ч. CXXV. — Пг.: Тип. «Научное дело», 1915.— 360 с.
- 8. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. — СПб.: Тип. Акционерного Общества «Брокгауз-Ефрон», 1912.— 110 с.
- 9. Ле Гофф Ж. Другое средневековье / Пер. С. Чистяковой, Н. Шевченко. — Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2000.— 328 с.
- 10. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса средних веков / Пер. Д. Савосиной. — М.: Текст, 2011.— 220 с.
- 11. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Пер. А. Руткевич. — СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2003.— 160 с.
- 12. Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой / Пер. В. Матузовой. — М.: Ладомир, 2001.— 800 с.
- 13. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. — М.: Александрия, 2007.— 400 с.
- 14. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009.— 544 с.
- 15. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Общ. ред. С. К. Цатуровой. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001.— 440 с.
- 16. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии / Пер. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2010.— 224 с.
- 17. Ле Гофф Ж. Стоит ли резать историю на куски? / Пер. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Евразия, 2018.— 188 с.
- 18. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: ИГ «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992.— 376 с.
- 19. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / Пер. Е. Лебедевой. — М.: Текст, 2008.— 192 с.
- 20. Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. Учебное пособие / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — СПб.: Новое издательство, 2018.— 544 с.
- 21. Митчелл У. Дж. Т. Что такое визуальная культура? // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. Учебное пособие / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — СПб.: Новое издательство, 2018. — С. 504–514.
- 22. Мокси К. Ностальгия по реальности. Непростые отношения между историей искусства и визуальными исследованиями // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. Учебное пособие / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — СПб.: Новое издательство, 2018. — С. 518–530.
- 23. Произведение искусства как документ эпохи: В 2 частях. / Под ред. Т. Малининой. — М.: НИИ ТИИ РАХ, БуксМАрт, 2014. — Ч. 1: 416 с., Ч. 2: 432 с.
- 24. Торопыгина М. Ю. Атлас «Мнемозина». Non finito в истории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 / Под ред. А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2012. — С. 314–320. URL: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol‑2/western-art-ofthe‑19th‑20th-centuries-and-theory-of-art/10432.html (дата обращения: 22.08.2018).
- 25. Торопыгина М. Ю. Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга. — М.: Прогресс-традиция, 2015.— 368 с.
- 26. Хаскелл Фр. Проблемы интерпретации. // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры. Учебное пособие / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — СПб.: Новое издательство, 2018. — С. 412–430.
- 27. Alpes S. L. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. — Chicago: University of Chicago Press, 1983.— 314 р.
- 28. Art History, Aesthetics, Visual Studies (Clark Studies in the Visual Arts) / Ed. M. A. Holly, K. Moxey. —New Haven, London: Sterling and Francine Clark Art Institute in association with Yale University Press, 2002.— 292 p.
- 29. Baxandall M. Patterns of Intention: On the Historical Explanation of Pictures. — New Haven: Yale University Press, 1985.— 147 p.
- 30. Baxandall M. Words for Pictures: Seven Papers on Renaissance Art and Criticism. — New Haven: Yale University Press, 2003.— 169 p.
- 31. Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. — Chicago, London: University of Chicago Press, 1994.— 462 p.
- 32. Mitchell W. J. T. Image Science: Iconology, Visual Culture, and Media Aesthetics Image Science: Iconology, Visual Culture, and Media Aesthetics. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 2015.— 264 p.
- 33. Mitchell W. J. T. What Do Pictures Really Want? // October. — Vol. 77. Summer, 1996. — Р. 71–82.
- 34. Mitchell W. J. T. Showing Seeing: A Critique of Visual Culture // Journal of Visual Culture.— 2002. — Vol. 1 (2). — P. 165–181.
- 35. Moxey K. Visual Studies and Iconic Turn // Journal of Visual Culture.— 2008. — Vol. 7 (2). — P. 131–145.
- 36. Moxey K. Visual Time: The Image in History. — Durham & London: Duke University Press, 2013.— 213 p.
- 37. Visual Culture: Images and Interpretations / Ed. N. Bryson, M. A. Holly, K. Moxey. — Hanover: Wesleyan University Press of New England, 1994.— 434 p.
- 38. Visual Theory: Painting and Interpretation / Ed. N. Bryson, M. A. Holly, K. P. F. Moxey. — Cambridge: Polity Press (Harper Collins Publishers), 1991.— 286 p.
|