Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-68
Заголовок Иммерсивное искусство как Gesamtkunstwerk в современном музее: инструменты художников и кураторов
Автор email Evgeniya.Kiseleva@arts-museum.ru
Сведения об авторе Киселёва Евгения Игоревна — кандидат культурологии, заведующая Отделом инклюзивных программ. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. ул. Волхонка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 119019. Evgeniya.Kiseleva@arts-museum.ru
В рубрике Экспозиции искусства XX–XXI веков: мировой опыт DOI10.18688/aa200-5-68
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 715727
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036, 378 Индекс ББК 85.113(3)
Аннотация

В истории культуры XIX–XX вв. стремление «видеть» музыку, «слышать» живопись и «осязать» слово служило материалом для больших художественных открытий. Однако большинство экспериментов в области синтеза искусств и поисков новых средств художественной выразительности в этот период проходят вдали от музея, обременённого регламентами и хранительскими нормами. В течение XX в. происходит пересмотр границ в музее под влиянием трансформационных процессов, в частности связанных с развитием иммерсивного искусства. Трансформацию взаимоотношений музея и зрителя, а также расширение диапазона используемых в музее чувств интересно рассмотреть в контексте развития концепции иммерсии в искусстве XX–XXI вв. Множественность коннотаций слова «иммерсия» делает очень сложным точное определение этого понятия, в том числе применительно к художественным практикам. В статье рассматриваются мультисенсориальные практики создания иммерсивных проектов в музейном пространстве. Выявляется связь между современным пониманием иммерсии и концепциями аффектов и незрительного восприятия. Описываются проекты, использующие запах, вкус, звук, проприоцепцию и осязание в качестве инструментов создания иммерсивного опыта. Прослеживается развитие понимания иммерсивного произведения, а также выставки как произведения искусства в контексте концепции Gesamtkunstwerk.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Киселёва Е. И. Иммерсивное искусство как Gesamtkunstwerk в современном музее: инструменты художников и кураторов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 715–727. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-68
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика-Пресс, 2003.— 672 с.
  • 2. Браунштайнер М., Мраз С. Вне поля зрения. Искусство объединяет слепых и зрячих. Каталог выставки. — М.: Логосвос, 2013.— 106 с.
  • 3. Булатов Д. А. Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Художественная теория и выставочная практика. — М.: РИП-холдинг, 2016.— 262 с.
  • 4. Вагнер Р. Избранные работы. — М.: Искусство, 1978.— 695 с.
  • 5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — СПб.: Алетейя, 2018.— 288 с.
  • 6. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаусе и других школах. — М.: Издатель Д. Аронов, 2001.— 136 с.
  • 7. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Эксмо-Пресс, 2016.— 160 с.
  • 8. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма: 1982–1985. — М.: РГГУ, 2008. —150 с.
  • 9. Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968: Каталог выставки. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2017.— 500 с.
  • 10. Маринетти Ф., Боччони У., Северини Д., Карра К., Руссоло Л., Балла Д., Прателла Б., де Сен-Пуан В. Манифесты итальянского футуризма. — М.: Тип. русского товарищества, 1914.— 80 с.
  • 11. Матюшин М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. — М.: Издатель Д. Аронов, 2007.— 72 с.
  • 12. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / Сост. текстов и вступ. ст. В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1971.— 688 с.
  • 13. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. — СПб.: Азбука СПб, 2014.— 164 с.
  • 14. Пол К. Цифровое искусство. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.— 272 c.
  • 15. Ревалд Д. История импрессионизма. — М.: АСТ, 2015.— 480 с.
  • 16. Спиноза Б. О человеческом рабстве, или О силах аффектов. Этика. — СПб: Азбука-классика, 2016.— 235 с.
  • 17. Тришин В. Н. Большой словарь-справочник синонимов русского языка системы ASIS, версия 8.0, 3 июля 2012 г. на 431 тыс. слов URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/333478/%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 01.02.2019).
  • 18. Фаликов Б. З. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. — M.: НЛО, 2017.— 256 с.
  • 19. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. — М.: Garage Pro. Ad Marginem, 2017.— 224 с.
  • 20. Эко У. От греков к Ницше // История красоты. — М.: Слово, 2018.— 440 с.
  • 21. Юнгер Э. Сердце искателя приключений. — М.: Ad Marginem, 2004.— 288 с.
  • 22. Cambridge Academic Content Dictionary. Cambridge University Press, 2008.— 1156 p. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/immersion (дата обращения: 20.02.2019).
  • 23. Grau O. Virtual Art: From Illusion to Immersion. — Cambridge, MA; London: The MIT Press.— 430 p.
  • 24. Goodwin K., Ursprung P. Sensing Spaces: Architecture Reimagined. — London: Royal Academy of Arts, 2014. — 192 p.
  • 25. Les immatériaux Exhibition press-release. Centre Pompidou. 1985. Paris. URL: https://www.centrepompidou.fr/cpv/resource/cRyd8q/r6rM4jx (дата обращения: 25.02.2019).
  • 26. Licht J. Spaces. MoMA 30.12.1969–01.03.1970: Exhibition catalogue. — NewYork: Colorcraft Lithographers Inc., 1969.— 41 p.
  • 27. Oberender T., Sehgal T. Welt ohne Außen Immersive Räume seit den 60er Jahren. 8. Juni bis 5. August 2018. Exhibition Press-release. Martin-Gropius Bau, Berlin, 2018. URL: https://www.berlinerfestspiele.de/de/berliner-festspiele/programm/bfs-gesamtprogramm/programmdetail_237909.html (дата обращения: 02.02.2019)
  • 28. Szeemann H. documenta 5, catalog, documenta GmbH. — Kassel: C. Bertelsmann Verlag, 1972.— 694 p.
  • 29. Vasarely V. Farbwelt. Folklore planetaire. Planetary folklore. — New York: New York Graphic Society, 1973.— 88 p.
  • 30. Wanderlust. Von Caspar David Friedrich bis Auguste Renoir. Alte Nationalgalerie. Exhibition catalogue. —Berlin: Hirmer Verlag, 2018.— 288 p.