Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-66
Заголовок Вернер Хафтманн — директор Новой национальной галереи в Берлине (1967– 1974). Исследование кураторских концепций в национальной галерее современного искусства Западной Германии в эпоху холодной войны
Автор email vincenza.benedettino@gmail.com
Сведения об авторе Бенедеттино Винченца — аспирант. Гейдельбергский университет. Земинар- штрассе 4, 69117 Гейдельберг, Германия; Школа Лувра. Лувр, Порте Жожар, пляс де Каррузель, 75038 Париж, Седекс 01, Франция. vincenza.benedettino@gmail.com
В рубрике Экспозиции искусства XX–XXI веков: мировой опыт DOI10.18688/aa200-5-66
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 692702
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036(4), 069.02:7 Индекс ББК 79.17
Аннотация

Статья представляет обзор кураторской деятельности Вернера Хафтманна на посту директора Новой национальной галереи в Берлине в период с 1967 по 1974 г. До назначения на этот пост Хафтманн был куратором первых трёх выставок Documenta в Касселе (1955, 1959, 1964).С 1946 г. книги и статьи Хафтманна о немецком и международном искусстве модернизма играли ключевую роль в новом открытии многих художников авангарда, которые оказались под запретом при национал-социалистах. На основании изучения кураторских концепций Хафтманна в одном из важнейших национальных музеев Западной Германии эпохи холодной войны автор выделяет ряд идеологических и политических аспектов его работы. Чтобы более рельефно показать фигуру Хафтманна как историка искусства, деятеля культуры и директора Новой национальной галереи, был проведён сбор материалов в нескольких публичных архивах в Германии и за рубежом. Архитектура музея, построенного Людвигом Мисом ван дер Роэ в 1965–1968 гг., оказала значительное влияние на политику закупок Хафтманна и на организацию временных выставок. Более того, подвесные стены, спроектированные архитектором для залов первого этажа музея, усложнили кураторскую работу Хафтманна и подтолкнули его к новым способам восприятия экспонатов. Хафтманн, удовлетворённый своими достижениями и в то же время столкнувшийся с трудностями на посту директора музея, ушёл в отставку в 1974 г. по состоянию здоровья и решил полностью посвятить себя исследованиям и написанию книг по истории искусства. Назначение Дитера Хониша в качестве преемника Хафтманна ознаменовало перемены как в политике закупок музея, так и в стратегии временных выставок.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Бенедеттино В. Вернер Хафтманн — директор Новой национальной галереи в Берлине (1967– 1974). Исследование кураторских концепций в национальной галерее современного искусства Западной Германии в эпоху холодной войны // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 692–702. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-66
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bischoff U.; Grisebach L. 10 Jahre im neuen Haus. Berlin, Staatl. Museen Preuss. Kulturbesitz Publ., 1979. 86 p. (in German).
  • 2. Bode A. Documenta: Kunst des 20. Jahrhunderts. Internationale Ausstellung im Museum Fridericianum, Catalogue. Munich, Prestel Publ., 1955. 63 p. (in German).
  • 3. Bode A. II. Documenta ‘59: Kunst nach 1945. Malerei, Skulptur, Druckgraphik. Catalogue. Cologne, DuMont Schauberg Publ., 1959. 71 p. (in German).
  • 4. Carnduff Ritchie A. (ed.). German Art of the 20th Century. New York, Simon and Schuster Publ., 1957. 239 p.
  • 5. Dube W.-D. Vorwort. Lepik A.; Sattler C.; Dube W.–D. (eds.). Dreißig Jahre Neue Nationalgalerie. Berlin, Kahlfeldt Publ., 1998, pp. 3–6 (in German).
  • 6. Fleischmann G. Nationalgalerie Staatliche Museen Preußischer Kulturbesitz. Verzeichnis der vereinigten Kunstsammlungen Nationalgalerie (Preußische Kulturbesitz) und Galerie des 20. Jahrhunderts (Land Berlin). Berlin, Mann Publ., 1968. 384 p. (in German).
  • 7. Förster K. Malerei, Skulptur: Documenta III. Internationale Ausstellung, Catalogue. Cologne, DuMont Schauberg Publ., 1964. 416 p. (in German).
  • 8. Fox S. Cullinan Hall. A Window on Modern Houston. Journal of Architectural Education, 2001, vol. 54, no. 3, pp. 158–166.
  • 9. Grasskamp W. Becoming Global: From Eurocentrism to North Atlantic Feedback–documenta as an International Exhibition (1955–1972). On Curating. The Documenta Issue, 2017, vol. 33, pp. 97–108.
  • 10. Haftmann W. Form und Wirklichkeit. Exkurs über deren Einheit in der modernen Kunst. Kunst der Nation, 1934, no. 15, p. 1 (in German).
  • 11. Haftmann W. Grundsätzliches über neue Bildhauerei. Kunst der Nation, 1934, no. 17, p. 2 (in German).
  • 12. Haftmann W. Der Maler Hans Jaenisch. Kunst der Nation, 1934, no. 18, p. 6 (in German).
  • 13. Haftmann W. Zur Vielfältigkeit deutscher Kunst. Kunst der Nation, 1934, no. 24, p. 1 (in German).
  • 14. Haftmann W. Hermann Teuber. Kunst der Nation, 1935, no. 3, p. 2 (in German).
  • 15. Haftmann W. Paul Klee. Wege bildnerischen Denkens, 1961, Munich, Prestel Publ., 175 p. (in German).
  • 16. Haftmann W. Das italienische Säulenmonument: Versuch zur Geschichte einer antiken Form des Denkmals und Kultmonuments und ihrer Wirksamkeit für die Antikenvorstellung des Mittelalters und für die Ausbildung des öffentlichen Denkmals in der Frührenaissance. Leipzig, Teubner Publ., 1939. 166 p. (in German).
  • 17. Haftmann W. Piet Mondrian, Catalogue. Recklinghausen, Bongers Publ., 1968. 76 p. (in German).
  • 18. Haftmann W. E. W. Nay (1902–1968), Catalogue. Cologne, Müller Publ., 1969. 39 p. (in German).
  • 19. Haftmann W. Jacques Lipchitz: Skulpturen und Zeichnungen (1911–1968), Catalogue. Berlin, Neuer Berliner Kunstverein Publ., 1970. 115 p. (in German).
  • 20. Haftmann W. Nationalgalerie 1967–1974. Ein Rückblick. Jahrbuch Preußischer Kulturbesitz, 1976, vol. 12, pp. 33–53 (in German).
  • 21. Haftmann W. Der Mensch und seine Bilder. Aufsätze und Reden zur Kunst des 20. Jahrhunderts. Cologne, DuMont Publ., 1980. 344 p. (in German).
  • 22. Haftmann W. Verfemte Kunst: bildende Künstler der inneren und äußeren Emigration in der Zeit des Nationalsozialismus. Cologne, DuMont Publ., 1986, 420 p. (in German).
  • 23. Haftmann W. Malerei im 20. Jahrhundert 1. Eine Entwicklungsgeschichte mit über 500 Künstlerbiographien. Munich, Prestel Publ., 1987 (1954). 690 p. (in German).
  • 24. Haftmann W. Malerei im 20. Jahrhundert 2. Eine Bildenzyklopädie mit 1011 Abbildungen. Munich, Prestel Publ., 1987 (1955). 539 p. (in German).
  • 25. Haftmann W. Von den Inhalten der modernen Kunst (1959). Rede anlässlich der Eröffnung der “II. documenta” am 11.05.1959. Haftmann E.; Wirth W. (eds.). Das antwortende Gegenbild. Ausgewählte Texte 1947–1990. Munich, Hirmer Publ., 2012, pp. 41–58 (in German).
  • 26. Haftmann W. Museum und Avantgarde (1969). Aus dem Festvortrag zur Jahrhundertfeier der Hamburger Kunsthalle. Haftmann E.; Wirth W. (eds.). Das antwortende Gegenbild. Ausgewählte Texte 1947–1990. Munich, Hirmer Publ., 2012, pp. 69–79 (in German).
  • 27. Hardebusch C. Kulturforum. Wachter G. (ed.). Mies van der Rohes Neue Nationalgalerie in Berlin. Berlin; Kreuzberg, Vice–Versa–Verlag Publ., 1995, pp. 33–55 (in German).
  • 28. Hildebrand S. Entwurf und Bau der Neuen Nationalgalerie. Wachter G. (ed.). Mies van der Rohes Neue Nationalgalerie in Berlin. Berlin; Kreuzberg, Vice–Versa–Verlag Publ., 1995, pp. 7–32 (in German).
  • 29. Honisch D. Die Nationalgalerie Berlin. Recklinghausen, Bongers Publ., 1979. 386 p. (in German).
  • 30. Lauterbach I. Der Central Collecting Point in München: Kunstschutz, Restitution, Neubeginn. Berlin; Munich, Deutscher Kunstverlag Publ., 2015. 256 p. (in German).
  • 31. Lohan D. Skizzen der Erinnerung. Dreißig Jahre Neue Nationalgalerie. Lepik A.; Sattler C.; Dube W.- D. (eds.). Berlin, Kahlfeldt Publ., 1998, pp. 7–12 (in German).
  • 32. Schneider A. Hans Hartung: Retrospektive 1921–1973. Gemälde, Tuschen und Zeichnungen: Catalogue. Berlin, Neuer Berliner Kunstverein, Nationalgalerie Publ., 1975. 51 p. (in German).
  • 33. Schuster P.-K. Die Neue Nationalgalerie. Berlin, DuMont Publ., 2003. 228 p. (in German).
  • 34. Schwarze D. Die Karriere einer Ausstellung: 60 Jahre documenta. Blickpunkt Hessen, 2015, vol. 19, p. 36 (in German).
  • 35. Spagnolo-Stiff A. L’Istituto Germanico di Storia dell’Arte di Firenze tra le due dittature. Il caso del saggio di Werner Haftmann per la visita del Führer nel 1938. Il ritorno all’ordine 1938. L’immagine di Firenze per la visita del Führer. La primavera violentata, Catalogue. Florence, I quaderni dell’Archivio della CittàPubl., 2012, no. 4, pp. 77–87 (in Italian).
  • 36. Sweeney J. J. Le Cullinan Hall de Mies van der Rohe à Houston. L’OEil, Numéro spécial L’architecture au XXe siècle, 1963, no. 99, pp. 38–43 (in French).
  • 37. Vandenberg M. Architecture in Detail, New National Gallery Berlin, Ludwig Mies van der Rohe. London, Phaidon Publ., 1998. 60 p.
  • 38. Voigt W. In der Nachfolge von Sezession und Bauhaus. Wiederaufbau und Erhebung zur Hochschule für bildende Künste. Hartmut F. (ed.). Nordlicht. 222 Jahre. Die Hamburger Hochschule für bildende Künste am Lerchenfeld und ihre Vorgeschichte. Hamburg, Junius–Verlag Publ., 1999, pp. 326–368 (in German).