Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-65
Заголовок От запасников к современной выставке: коллекция Национальной галереи искусств Захента в Варшаве
Автор email ihs@uw.edu.pl
Сведения об авторе Щвитек Габриэла — dr. habil., заведующая кафедрой теории искусства. Институт истории искусства, Варшавский университет, ул. Краковские Пржедмиесщие 26/28 00-927, Варшава, Польша; начальник отдела документации. Национальная галерея искусств Захента, пл. Малаховскиего 3, 00-916, Варшава, Польша. ihs@uw.edu.pl
В рубрике Экспозиции искусства XX–XXI веков: мировой опыт DOI10.18688/aa200-5-65
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 682691
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036(4) Индекс ББК 79.1
Аннотация

История коллекции послевоенного искусства Национальной галереи искусств Захента отражает все перипетии культурной политики Польши. В настоящее время галерея главным образом выполняет функцию выставочного пространства. Коллекция польского искусства, собранная здесь до Второй мировой войны, сейчас занимает видное место в фондах Национального музея в Варшаве. Вместе с тем одной из прописанных в уставе обязанностей Захенты остаётся «коллекционирование, инвентаризация и хранение объектов современного искусства». По данным ежегодного отчёта Захенты (2017), её собрание насчитывает 3598 произведений. Эти работы отражают многие важные явления в польском искусстве с конца 1940-х гг. по сей день, включая различные типы геометрической абстракции, метафорико-экспрессивное движение (польская вариация сюрреалистических тенденций), новое фигуративное течение, эстетику «польских колористов», а также новейшие тренды, в том числе так называемое «критическое искусство» 1990–2000-х гг. В 1949 г. в здании Захенты было основано Центральное управление художественными выставками. Коллекция, собранная вгоды работы Управления (до 1992 г.), не отличается последовательным подходом. Работы приобретались на выставках, конкурсах, а иногда и просто в качестве помощи художникам. Средства на покупку выделялись Министерством культуры и искусства Польши: из Фонда развития визуальных форм искусства или через систему госзаказов. С 1970-х гг. работы начали приобретаться для выставок с просветительскими целями. Последние покупки музея — главным образом работы современных польских художников, выставляемые в галерее, а также произведения, созданные при участии Захенты как для собственных, так и для внешних проектов (например, для Польского павильона на Венецианской биеннале). В 1990–2010 гг. Захенте удалось собрать коллекцию работ молодого и среднего поколений польских художников, включая таких всемирно признанных авторов, как П. Альтхамер, М. Балка, К. Козыра, З. Либера и А. Жмиевский. Пополнение коллекции составляет важную часть текущей политики галереи. Её осуществление стало возможным благодаря спонсорам (например, фон-ду ING Polish Art Foundation), финансированию от Министерства культуры и программы сохранения национального наследия «Коллекции — региональные собрания современного искусства», а также за счёт средств, собранных самой галереей, и работ, переданных в дар художниками (краудфандинг). Предметы искусства из этой коллекции тоже включены в экспозиционную и образовательную программу Захенты. В статье рассматривается история коллекционирования музея в контексте вопросов современного экспонирования.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Щвитек Г. От запасников к современной выставке: коллекция Национальной галереи искусств Захента в Варшаве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 682–691. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-65
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Bagińska A. (ed.). The Space of Creation in Art and Art History. Warsaw, Institute of Art History, University of Warsaw Publ., 2015. 156 p.
  • 2. Beck M. The Exhibition and the Display (2009). Steeds L. (ed.). Exhibition. London; Cambridge MA, Whitechapel Gallery, The MIT Press Publ., 2014, pp. 27–32.
  • 3. Chrzanowska-Pieńkos J.; Kardasz M. (eds.). “Coś mnie korci, żeby zrobić siusiu w torcik”(“I Am Tempted to Pee in the Birthday Cake”). Edward Krasiński, Exhibition Catalogue. Warszawa, Galeria Zachęta Publ., 1998, not paginated.
  • 4. Corrin L. G. Mining the Museum: Artists Look at Museums, Museums Look at Themselves. Carbonell B. M. (ed.). Museum Studies: An Anthology of Contexts. Chichester, Wiley-Blackwell Publ., 2012, pp. 329–346.
  • 5. Derrida J. Spectres of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning and the New International. New York; London, Routledge Publ., 1994. 258 p.
  • 6. Filipovic E. When Exhibitions Become Form: On the History of the Artist as Curator (2013). Steeds L. (ed.). Exhibition. London; Cambridge MA, Whitechapel Gallery, The MIT Press Publ., 2014, pp. 158–159.
  • 7. Lohse R. P. Neue Ausstellungsgestaltung / Nouvelles conception de l’exposition / New Design in Exhibitions. Erlenbach, Verlag für Architektur Publ., 1953. 260 p.
  • 8. Macdonald Sharon J. Museums, National, Postnational and Transcultural Identities. Museum and Society, 2013, vol. 1, no. 1, pp. 1–16.
  • 9. Mansfeld J. The Central Bureau for Artistic Exhibitions. Zachęta 1860–2000. Świtek G. (ed.). Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003, pp. 179–182.
  • 10. Morawińska A. The Collections of the Society for the Encouragement of the Fine Arts. Świtek G. (ed.). Zachęta 1860–2000. Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003, pp. 62–64.
  • 11. Nader L. The Heterology of the Blue Line. Świtek G. (ed.). Awangarda w bloku / Avant-garde in the Bloc. Warszawa, Fundacja Galerii Foksal Publ., 2009, pp. 282–293.
  • 12. Radziszewski K. (ed.). To Pee in a Bun: Works from the Collection of Zachęta National Gallery of Art / Siusiu w torcik. Prace ze zbiorów Zachęty Narodowej Galerii Sztuki (5.09–22.11.2009), booklet. Warsaw, Zachęta National Gallery of Art Publ., 2009. 8 p.
  • 13. Sienkiewicz K. Zachęta w posadach drży. Available at: https://www.dwutygodnik.com/artykul/496- zacheta-w-posadach-drzy.html (accessed 29 September 2018).
  • 14. Stepnowska T. A. Gallery Zachęta’s Contemporary Collections. Świtek G. (ed.). Zachęta 1860–2000. Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003, pp. 205–237.
  • 15. Świtek G. The History of the Zachęta Building 1860–1945. Świtek G. (ed.). Zachęta 1860–2000. Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003, pp. 48–49 (in Polish).
  • 16. Świtek G. Zachęta State Gallery of Art. Świtek G. (ed.). Zachęta 1860–2000. Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003, pp. 186–190 (in Polish).
  • 17. Świtek G. (ed.). Zachęta 1860–2000. Warszawa, Zachęta Narodowa Galeria Sztuki Publ., 2003. 381 p. (in Polish).
  • 18. Świtek G. Od Simmlera do Althamera. Folga-Januszewska D. (ed.). Nowe muzeum sztuki współczesnej czy nowoczesnej? Warszawa, Krajowy Ośrodek Badań i Dokumentacji Zabytków Publ., 2005, pp. 177–184 (in Polish).
  • 19. Świtek G. (ed.). Awangarda w bloku / Avant-garde in the Bloc. Warszawa, Fundacja Galerii Foksal Publ., 2009. 496 p. (in Polish and English).
  • 20. Świtek G. The Horizon of Touch: Edward Krasiński’s Blue Tape in the Space of the Artist’s Studio. Bagińska A. (ed.). The Space of Creation in Art and Art History. Warsaw, Institute of Art History, University of Warsaw Publ., 2015, pp. 144–156.
  • 21. Świtek G. The History of Exhibitions at Zachęta — Central Bureau of Artistic Exhibitions in 1949–1970. Zachęta: September, October, November, December, 2018, pp. 66–74.